На прошедшей в субботу, 23 января, мирной акции протеста в Екатеринбурге, по официальным данным, задержали 14 человек. Среди них был известный уличный художник Тимофей Радя. Его скрутили и увезли в отделение полиции одним из первых.
— Мы не то чтобы вышли за каких-то политиков. Это гражданское действие. Все задолбало. Надо менять систему. Екатеринбургский митинг удался, людей даже больше, чем было на протестах в сквере. Особенно мне нравится зарядка «аквадискотека», когда все начинают прыгать, — сказал Тима Радя корреспонденту E1.RU во время акции.
Правда, представился он тогда Кириллом.
Теперь художник не отвечает на звонки журналистов, но нам удалось поговорить с его другом, который был рядом, когда все произошло, и разговаривал с Тимой уже после того, как его отпустили. Он рассказал, как задерживали известного уличного художника и его друзей и как вели себя полицейские в отделении.
Свое имя участник тех событий попросил не раскрывать.
— Все началось из-за плаката, который держал Тима Радя?
— Да, мы спокойно стояли с плакатом. Потихоньку народ начал расходиться, потому что было холодно и полицейские начали проводить какие-то одиночные задержания. Откуда-то слева мы слышали, что кого-то задерживают. Мы обсудили, что, видимо, время убрать плакат, и как раз в это время вылетел отряд из семи человек.
Конечно же, вся толпа начала тесниться, мы отошли ближе к шару, полицейские повалили нас с Тимой на снег. Началась довольно долгая возня. Все, кто был рядом, пытались нас выдернуть [из рук полицейских]. В принципе, это можно было сделать, но не получилось.
— Видео задержания выглядит довольно жестким. Как это ощущалось с места событий?
— Никакой жести не было. Все довольно спокойно и мирно в сравнении с тем же сквером. Я имею в виду, что не было какой-то явной агрессии с их стороны. Они просто увидели этот плакат, и он стал для них маркером из серии: «Вот, мы идем туда». Отойти мы не успели бы, потому что была плотная толпа.
Его [Тиму] потащили, мы пытались удержать. Эта возня длилась минут десять-пятнадцать, потом выпрыгнул ОМОН со своими ружьями. Но это не было суперагрессивно, больше было похоже на кулачные бои на Масленицу. Было довольно спокойно, откровенной агрессии я не видел ни со стороны ОМОНа, ни со стороны полицейских. Тима тоже описывает, что все довольно спокойно было.
Когда ОМОН выпрыгнул, понятное дело, что это спровоцировало и людей, которые там были, к какому-то ответному действию. То есть сами органы виноваты в том, что какая-то потасовка состоялась. Если бы они просто так не хватали и не утаскивали людей, наверное, ничего бы не было. Это же государственная машина, они не могут не реагировать, вот и показывают, какие агрессивные ребята собрались.
— А что было в самом отделе? Правда, что на прощание майор сказал Тиме: «Я бы обнял вас, но вы просто текст»?
— Да-да. Этот полицейский вообще в теме стрит-арта.
Те полицейские, которые общались с ребятами в отделении, вели себя крайне вежливо. Никто ни на кого не кричал. У водителя автобуса даже спрашивали, смотрел ли он фильм про дворец. Полицейский сказал, что не может говорить, потому что видеорегистратор пишет, но косвенно дал понять, что он в теме, тоже со всем этим не согласен и это его тоже возмущает.
Так что то, что они следят за этими событиями, — это точно, они в курсе этого конкретного прецедента и недовольны.
— И не одобряют «аквадискотеки» и комнаты для грязи?
— Я думаю, ни один нормальный человек такого бы не одобрил.
— Говорили, что Тиму Радю быстро отпустили из ОП, потому что этому поспособствовал губернатор Евгений Куйвашев. Насколько это реально?
— Слышал, но я считаю, что это какой-то бред. И не быстро его отпустили. По закону его на три часа могли задержать, а отпустили спустя два с половиной. С ним же еще два наших друга были, так что это довольно долго длилось — бумажек десять надо подписать, чтобы отпустили.
Теперь будет суд. По опыту, уведомление обычно приходит через месяц примерно.
— После акции 23-го числа Тима Радя снова напомнил в соцсетях о своей работе 2012 года. Странно, что это до сих пор...
— Актуально? Это даже более актуально, чем тогда.
— А перестанет когда-то быть актуальным для страны?
— Конечно, перестанет. Без всяких сомнений. Но одна акция ничего не решит. Просто нужно время. Мы имеем право собираться мирно, без оружия.
— Но при этом все понимали, что задержать могут любого.
— Конечно. Если митинг нелегальный, понятно было, что они все что угодно могут сделать.
— А что сказать тем, кто говорит, что ни одна подобная акция ничего не изменит? Зачем это все?
— Во-первых, это сплачивает людей. Для уральской столицы это важный порог — важный в количестве людей, в спокойствии, с которым люди туда пришли. Если бы ОМОН не устроил это шоу, я уверен, что все просто спокойно разошлись бы по домам. Я вспоминаю сквер, и мне кажется, что это [события 23 января] просто продолжение какого-то уральского единения.
В -27 °C столько людей пришло, а представьте, если бы было теплее!
Как прошел самый холодный протест в истории города, мы рассказывали в этом материале. А потом попросили политологов объяснить, почему, несмотря на холод, акция собрала столько людей.
Все материалы об этом — в специальном разделе.