Акции протеста, которые прокатились по всей стране, в том числе в Екатеринбурге, — это отличная возможность найти точки соприкосновения со своими детьми. Им можно на реальных примерах рассказать о манипуляциях, о противостояниях, о том, куда должны уходить народные деньги. Бизнесмен Илья Борзенков в своей колонке подробно рассказал, почему произошедшее 23 января нужно рассматривать как новую возможность и воспринимать шествия с позитивной точки зрения.
Есть известное выражение: «Не надо воспитывать детей. Воспитывайте себя. Дети все равно будут похожи на вас». Если родители пользуются уважением своих детей и дети им доверяют — это действительно так.
Поэтому, как правило, родители и дети вместе любят или ненавидят Навального. Или им всем вместе пофиг. Если в доме говорят о политике — дети будут ей интересоваться, если родители ходят на митинги, пойдут и дети.
«Я, к примеру, на митинги не хожу, поэтому, скорее всего, и дети мои на них не ходят. Но, если и сходят, никакой трагедии в этом я не увижу»
Родители, конечно, должны удерживать детей от поступков, несущих угрозу их жизни и здоровью, должны объяснять, что можно иметь любую политическую позицию, но нельзя становиться экстремистом, нападать на полицейских, что нужно уважать законы и политических оппонентов. Даже дети должны понимать, что если ты не выполняешь законные требования полицейского, будут последствия. «Дура лекс» (Dura lex sed lex — с латыни «Закон суров, но это закон». — Прим. ред.), как говорится.
Так что родителям не нужно насильно удерживать детей вне политики, запугивать их, угрожать разными карами. Наоборот, политические вопросы, которые напрямую не касаются большинство семей — это прекрасная возможность изучить полихромность окружающего мира, понять, что линия между добром и злом, между правдой и ложью проходит не между людьми, а внутри каждого человека. Можно научить не делать скоропалительный выбор на основе эмоций, а формировать твёрдую и мотивированную позицию.
Ещё можно на политических примерах пояснить детям способы манипуляций, сознательного искажения информации, показать психологию толпы, обсудить способы поиска и достижения компромиссных решений. Можно показать детям особенности правового (и любого другого) регулирования, когда при глупом и избыточном закручивании гаек может «сорвать резьбу». Можно поискать вместе с детьми примеры, как подобные социальные конфликты появляются и решаются в других странах.
Можно показать детям, как глупо и смешно ты можешь выглядеть, когда застреваешь в другой эпохе, об экологичности жизни, о разумном потреблении. О том, что в современном мире норма, когда деньги — это ресурс для самореализации и добрых дел, а не для покупки унитазного ёршика за 700 евро.
«Можно поговорить с детьми о том, оправдывает ли достойная цель недостойные средства, стоит ли опускаться до лжи и подлости»
О том, как гордыня может довести до желания убить того, кто просто с тобой не согласен. О совести и Боге, который все это видит, можно поговорить.
Можно поговорить с другими родственниками и педагогами о недопустимости жёсткой помывки мозгов детям, о ценности сохранения в них толерантности и способности к самостоятельному анализу.
Это все — те самые софт-скиллз, которым наших детей не учат в школе, но они очень помогут им в жизни.
А то, ходили дети на митинг или не ходили — не так важно. Лишь бы при этом с ОМОНом не подрались и срок не получили. Так думаю.
Согласны с автором?
Почитайте и другие колонки бизнесмена Ильи Борзенкова. Когда закрывали все магазины бытовой техники в острый период пандемии в России, предприниматель рассказывал, почему этого не надо делать. Он также рассказывал о том, почему у властей не получается решить вопросы с отходами. В своих размышлениях он касался и транспортной реформы в Екатеринбурге.