Александр Свалухин — замглавы «Городских проектов» в Екатеринбурге подводит урбанистические итоги года. Сегодня говорим про дороги, тяжелые ДТП, безопасные улицы и утонувшие машины.
Год запомнился страшными авариями, в которых погибли люди: ДТП с блатным «Лексусом» на Розы Люксембург, авария с фургоном на Малышева — Мамина-Сибиряка, авария на проспекте Космонавтов. Горожане внимательно следили за судом по делу Васильева. Простились с Лизой Пушкарёвой, девочка стала второй жертвой аварии, за которую до сих пор никто не наказан.
Все эти жуткие ДТП случились из-за сочетания человеческого фактора и высокой скорости. Такое «комбо» всегда приводит к тяжелым последствиям или смертям.
«И если с человеческим фактором ничего невозможно сделать (невнимательные или пьяные водители будут всегда), то с фактором скорости работать можно»
Мировой опыт рекомендует успокаивать автомобильный трафик в городах и особенно в тех местах, где дорогу переходят люди. Наконец-то это признано в России: в 2021 году введут новый, прогрессивный ГОСТ «Безопасность движения пешеходов», который как раз основан на обобщенном мировом опыте. Можно будет активнее применять островки безопасности, приподнятые пешеходные переходы, «берлинские подушки», мини-кольцевые пересечения, тротуарные выступы и многие другие передовые вещи.
С новым ГОСТом у городских властей появится еще один инструмент, чтобы делать улицы Екатеринбурга безопаснее для пешеходов и водителей. И очень важно, чтобы при принятии решений в приоритете была реальная безопасность, а не скоростная езда без пробок.
Дорожные ремонты и проектирование безопасных улиц
В городе не должно быть длинных и широких участков, на которых можно разгоняться до опасных скоростей и устраивать тяжелые ДТП. Часть улицы Карла Либкнехта и вся улица Свердлова как раз такие. В ушедшем году улица Свердлова запомнилась эпичной аварией с «Делимобилем», у которого после столкновения оторвало и перекинуло через дорогу двигатель.
Улица Малышева примерно такая же: все тяжелые ДТП там случались на высокой скорости. В ближайшие годы эту улицу планируют «капиталить». Однако эскизы из проектной документации, которые были представлены общественности, вызывают много вопросов. Например, возле «Высоцкого» остается шестиполосный «аэродром», спроектированный для быстрой опасной езды и вылетов на встречку. В эскизе показан островок безопасности, но это явно недостаточная мера. Улицу нужно делать более человечной — с зеленой разделительной полосой и деревьями, как на улице Бориса Ельцина. Либо организовать выделенный коридор для автобусов.
В прошлом году много где появились новые лишние противопешеходные заборы, огромные консольные опоры со светофорами и знаками в кислотно-желтых рамках. Светофоры на части перекрестков были перенастроены — появилась отдельная фаза, во время которой все пешеходы идут, а все машины стоят. С точки зрения современных азов безопасности движения все эти решения весьма сомнительные, скорее даже вредные.
Большинство заборов теперь не обязательны по ГОСТу, они никого не защищают, зато могут покалечить. Светофоры, которые видно сильно издалека, ориентированы на высокую скорость движения и не способствуют внимательному и осторожному вождению среди жилой застройки. Обилие желтых рамок отвлекает на себя внимание водителей от пешеходов и дорожной обстановки. Долгие светофорные фазы, при которых нужно ждать зеленый по 1,5 минуты, провоцируют пешеходов нарушать. (Кстати, требование разводить потоки пешеходов и автомобилей исчезло из ГОСТа еще весной, но перенастройка светофоров продолжалась в течение всего года.)
В 2020 году в Екатеринбурге был отремонтирован 41 участок дорог и улиц, но нигде из этих мест не были применены меры успокоения автомобильного трафика — реально работающие инструменты для физического предотвращения тяжелых аварий. Ремонты объектов улично-дорожной сети в Екатеринбурге подразумевают замену асфальта, замену бордюров.
«Но чтобы на улице появился островок безопасности или приподнятый пешеходный переход, нужно ждать реконструкции, которая может никогда и не случиться»
На ситуацию могут повлиять депутаты городской думы. В их силах изменить перечень улучшений, выполняемых при дорожных ремонтах, либо предусмотреть возможность локальных реконструкций перекрестков, которые необходимо сделать безопасными при помощи островков или приподнятых пешеходных переходов.
Летние потопы на дорогах и улицах
Многим 2020-й запомнился чередой потопов. Машины эпично тонули под Блюхеровским мостом на Шефской, а горожане мочили ноги во всех районах города. Случившееся в очередной раз показало, что город не готов к ливням, которые длятся более 5 минут: где-то совсем нет ливневки; где-то она есть, но не справляется, потому что быстро забивается грязью с ближайшего газона. А есть места, где ливневка присутствует, но вода течет мимо нее. Одно из таких мест — улица Радищева.
Продвинутые города стараются уменьшать нагрузку на ливневую канализацию: применяют биодренажные системы (это такие газоны, засаженные влаголюбивыми растениями, которые задерживают и впитывают часть дождевой воды), увеличивают долю проницаемых покрытий (брусчатка, TerraWay), делают зеленые кровли, высаживают больше деревьев и кустарников. По теме регулирования дождевого стока уже достаточно накоплено мирового опыта, который пора начинать применять и в Екатеринбурге.
Чего ждем от 2021 года?
Когда наведут порядок с платной парковкой. Массовую эвакуацию автомобилей нарушителей. Штрафы для гряземесов за парковку на газоне. Общественные обсуждения проекта капитального ремонта улицы Малышева. Вступление в силу нового ГОСТа про безопасность пешеходов и решительные действия городских властей по обеспечению этой безопасности проектировочными и административными методами. Более активный ремонт ливневок и изменение подходов к регулированию дождевого стока.
Согласны с автором?
Также почитайте колонку Александра о том, как изменилась транспортная инфраструктура в Екатеринбурге.