Врачи — не роботы, они тоже живые люди. И так же, как и все, хотят встречать Новый год в кругу семьи. Но по долгу службы они обязаны быть на работе в праздничную ночь. Мы поговорили с медиками и узнали, как проходит их дежурство и какие истории с ними приключались в ночь с 31 декабря на 1 января.
Воспоминания бывшего врача скорой помощи Михаила Лунькова
Самое нехорошее, что может случиться, — это вызов на Новый год. Всегда заранее обсуждалось, кто дежурит. Те, кто не на вызовах, накрывали стол в комнате отдыха. В реанимации всегда старались, чтобы был в бригаде мужчина, — оставался всегда один помощник на готовку, сервировали стол, собирались все. Если приходил вызов — выезжали сразу же, никто не сидел, время не тянул. Но бывало и такое, что нет бригад.
«Я помню, как Новый год встречал в автомобиле с пациентом с ножевым ранением. Поступил вызов, мы выехали, госпитализировали»
Но это всё равно праздник. Сразу же после боя курантов начинается вал вызовов, все же заранее начинают отмечать. Чаще всего случаются отравления. К утру первого числа ни одной бригады на подстанции нет: не успел прийти на работу к 8 утра, уже вызов и уехал.
Нагрузка на первое число колоссальная. Самое трудное дежурство — первого числа. Самая хорошая смена — 30-го, потому что 31-го и 1-го отдых. Травматизм высокий — кто-то с горки упал, кто-то подрался, гуляют до утра всегда.
Помню, тяжелый случай на 13-й бригаде — 10-классники отмечали Новый год и кто-то случайно выпил уксус, абсолютно трезвые молодые ребята, хорошая компания. Тогда девочку пришлось госпитализировать в токсикологический центр.
«А однажды выезжали на площадь 1905 года — мужчина прокатился с горки и вскрыл себе мошонку, мы везли его в больницу с ранением промежности»
Воспоминания врача-терапевта, которая в новогоднюю ночь работала в приемном отделении
В канун нового года, 31 декабря, недалеко от нашего приемника были какие-то разборки. Влетает к нам молодой человек, пуговицы на куртке оторваны, всё смято, руки мокрые от снега. В легкие ботиночки забился снег, он влетает к нам, катится по каменному полу на коленях и кричит: «Доктор, у меня гипертонический криз, высокое давление».
А у самого глаза шальные, сложилось ощущение, что за ним кто-то гнался. И он решил, что лучший выход — сказать про сердце, чтобы не сразу выгнали. Я говорю: «Да что ж ты говоришь-то такое, ну давай померим тебе давление». Измеряю. 150 на 95, ну понятно, у парня стресс, тут еще непонятно, что в приемнике будет, оставят — не оставят. А снаружи наверняка какие-то люди неприятные ждут.
А он так радостно и настойчиво: «Да, так это же криз». А пацану 23–24 года. Я говорю: «Ты не представляешь, какое высокое давление бывает у мужчины во время секса перед оргазмом». Он, бедняжка, захлопнул рот, руки сложил на коленке, смотрит на меня широко распахнутыми глазами. Он не ожидал, что женщина ему вот так в лоб выложит всё. А что мне было делать? Надо было как-то привести его в чувство, чтобы не рассказывал мне дальше, как у него болит сердце.
Говорю: «Ну вот видишь, ты передохнул, сейчас померю еще раз, и у тебя будет 120 на 85». А он: «Ну согласен, ну не выгоняйте меня сразу, дайте немного погреться и побыть у вас». Потом сам ушел.
Воспоминания бывшего врача линейной бригады скорой
Новогодняя ночь. Время около 04:00. Поступает вызов с поводом «посинел, хрипит». По всем признакам ТЭЛА (тромбоэмболия легочной артерии). Очень страшное заболевание с невероятно высоким процентом летальности. С бригадой выскакиваем в машину, с маяками мчимся на адрес.
Как всегда, по закону подлости, если надо добраться очень быстро и с большим количеством оборудования, то это обязательно нет лифта и верхний этаж. В этот раз это был 5-й этаж хрущевки. Бегом поднимаемся на этаж, звоним в дверь, открывает выпившая женщина (новогодняя ночь всё же), я быстро спрашиваю: «Где больной?». Женщина указывает на дальнюю комнату, быстро бежим туда и обнаруживаем там лежащего на кровати лицом вниз мужчину.
Быстро переворачиваю его, чтобы приступить к реанимации. В это время мужик открывает глаза и спрашивает: «Ты хто? Тебе чего надо?» В ответ на это я задаю встречный вопрос: «Вам скорая нужна?» Мужчина, конечно, говорит, куда нам идти, возмущается тем, что ему мешают спать, и много нелестных высказываний в нашу сторону. Оказалось, что женщина, вызывая скорую, сказала диспетчеру: «Мой муж «синий» (пьяный) храпит, приедьте — поставьте какой-нибудь укол, а то я уснуть не могу».
Воспоминания Александры Онищенко, заведующей родовым отделением акушерского стационара № 1 Екатеринбургского клинического перинатального центра
У одной из моих пациенток, которая рожала в новогоднюю ночь, прямо в 00:00 начался потужной период, а в 00:05 она уже родила прекрасную девочку. И в тот самый момент, когда новорожденная малышка закричала, певица Светлана Лобода запела из новогоднего эфира: «Все люди как люди, а я суперзвезда!». Девочку назвали Юлей, она родилась в 00:05 в только что начавшемся тогда 2019 году.
К родам в новогоднюю ночь будущие мамы относятся по-разному: кто-то хочет родить до наступления нового года, а кому-то важно перешагнуть рубеж и родить нового человека уже в новом году. Но, к сожалению, роды — процесс непредсказуемый, и они случаются вне зависимости от числа, времени, погоды. Но роды в новогодние дни — это, конечно, особенно волшебно! Ребенок — самый главный новогодний подарок для родителей.
Сегодня перед плановыми операциями мы включали пациенткам новогодние песни по их заказу. Например, «Счастье вдруг в тишине постучалось в двери…» или новогоднюю песню группы «Дискотека Авария». А одна из пациенток родила под песню группы «Агата Кристи» — «Сказочная тайга».
Кстати, прочитайте как выживший в схватке с медведем уралец принимает роды в машине и спасает людей. История фельдшера с Северного Урала, чудом спасенного врачами и одним неравнодушным водителем.
А здесь мы собрали воспоминания о 90-х годах в Екатеринбурге глазами врача скорой. Михаил Луньков рассказал о работе реаниматолога в те лихие годы.
Прочитайте также рассказ сотрудника современной екатеринбургской скорой помощи о том, как за спасение жизни пациента можно получить выговор.
Мы также публиковали воспоминания жителей Екатеринбурга о тех годах. Для одних это были тяжелые годы выживания. Однако многие екатеринбуржцы тепло вспоминают 90-е, для них это были вполне счастливые и обеспеченные времена.