В 2020 году жителей Екатеринбурга и не только стали донимать постоянные звонки с неизвестных номеров. Причем сам звонок длится не больше секунды и тут же сбрасывается, оставляя в телефоне уведомление о пропущенном вызове. Видимо, это делается в надежде на то, что абонент сам перезвонит. Хотя бы раз такой вызов получал, наверное, каждый екатеринбуржец. Мы решили узнать, кто же совершает эти спам-звонки, зачем это делается и можно ли как-то от этого избавиться.
Алло, кто это звонит?
Для начала стоит разобраться, кто же занимается такими раздражающими спам-звонками. Есть две версии насчет того, кто это может делать. Либо компании, которые таким странным способом хотят привлечь новых клиентов, либо обыкновенные мошенники. Чтобы получить ответ, мы поговорили с Ильей Нигматулиным, менеджером проектов группы по продуктам информационной безопасности уральского «Ростелекома».
— Если мы говорим о звонках, которые тут же сбрасываются, тут злоумышленники могут преследовать две цели: во-первых, таким способом происходит элементарный отсев. Машина звонит автоматически, и, если вы перезваниваете, она понимает, что номер рабочий, и переводит вас на кол-центр, где уже живые люди разговаривают с вами. Они будут максимально тянуть время, потому что за каждую проговоренную минуту с вас будут снимать деньги.
Вторая схема, которая может использоваться мошенниками, схожа с первой. Главная цель — определить, активен ли номер, на который идет звонок. Если вы перезваниваете на пропущенный вызов, злоумышленники понимают, что номер рабочий, и можно пойти на контакт. После этого вы попадаете в базу, и вам начинают звонить уже настоящие мошенники.
— Однозначно сказать, что вам позвонил мошенник, нельзя. Все зависит от характера звонка. Но если вас набрали и сразу сбросили, то с вероятностью в 99,9% это аферисты. Все-таки если бы это был звонок с целью прорекламировать продукт, то с вами бы продолжили разговор, — считает Нигматулин.
Может ли это все-таки быть рекламой?
Скорее всего, нет. Такой способ рекламы не только не будет эффективен и вызовет отторгающую реакцию у клиента, но он может быть попросту незаконным. Такое мнение в разговоре с E1.RU высказал руководитель Ассоциации коммуникационных агентств России на Урале Алексей Парфун.
— Я достаточно внимательно читаю все новости, касающиеся [рекламной] индустрии, вряд ли бы пропустил.
«Я нигде не слышал о таком способе рекламы, и мне он кажется крайне сомнительным»
— Тем более, по-моему, это незаконно. Если человек не давал тебе согласие на звонок, а тем более на такие массированные атаки. В свое время же запретили все эти СМС-сервисы, и сейчас будут большие штрафы, если ты без спроса начинаешь абоненту слать СМС, — считает Парфун.
По мнению эксперта, любая реклама должна давать результат, а такие спам-звонки будут только раздражать аудиторию.
Законно ли это?
По словам юриста Евгения Шурова, главная проблема состоит в том, чтобы определить, кто за этими звонками стоит. Ведь сам дозвон совершает робот, и звонит он одновременно тысячам человек.
— Даже если определить, кто это делает, ничего противозаконного в этом нет. Такие звонки вызывают у человека только раздражение, но у нас в законе нет запрета раздражать людей, — говорит Шуров.
Другой вопрос, что номера телефонов берутся из слитых баз, которые можно купить в открытом доступе. И за слив персональных данных, конечно, можно осудить человека, но найти его будет крайне тяжело. Такого же мнения придерживается и Илья Нигматулин.
— Если перевести вопрос в правовую плоскость, мы должны понимать, что спам-звонки абсолютно не противоречат закону.
«Есть законы "О персональных данных", "О рекламе", но злоумышленники просто надоедают нам, ничего не нарушая, и мы не можем их ограничить»
И что нам с этим делать?
По словам Нигматулина, у оператора технически нет возможности полностью спасти людей от спам-звонков. Во-первых, они не нарушают закон, а во-вторых, номера, с которых звонит робот, постоянно меняются. По логике, если вы проигнорировали пропущенный звонок, в базе должно отобразиться, что телефон неактивен, и звонки должны прекратиться. Но это, к сожалению, так не работает.
— Это работало бы, если бы злоумышленник был один. Но базы телефонов гуляют по огромному количеству мошенников, и каждый из них будет делать эти прозвоны заново. Поэтому уберечься единоразово от этой истории не получится, — говорит Нигматулин.
Выходит, у нас нет возможности избавиться от бесконечных спам-звонков. Единственный способ — заплатить за такую услугу самому оператору, такая есть у каждого из них. За дополнительную небольшую плату (примерно рубль в день) вас оградят от сомнительных номеров. Это может существенно исправить ситуацию, но не прекратить эти звонки полностью. Часть из них всё равно будет прорываться в ваш телефон.
Кроме того, такие компании, как «Яндекс» или «Касперский», уже научились примерно определять нежелательные звонки и, в случае если вам звонит мошенник, вам об этом сообщат. Но и такая система не дает 100%-й гарантии, что вы в какой-то момент не попадетесь на злоумышленника. Главное, что советуют специалисты по кибербезопасности, — ни в коем случае не перезванивать. Если вы сомневаетесь в том, что звонил именно мошенник, всегда есть возможность проверить номер в поисковике. Подавляющее большинство из них сразу высветятся в «Яндексе» или «Гугле» как нежелательные.
Кстати, с помощью специальных приложений можно также проверить, как звонивший номер записан у других людей. И там проявляется вся народная любовь к назойливым спамерам.
Правда ли, что звонят из тюрем?
— Да, из колоний сегодня часто совершаются подобные мошеннические звонки. По информации ФСИН и Сбербанка, во многих учреждениях созданы и работают подпольные кол-центры. Их задача — обманным путем заработать денежные средства, — рассказал криминолог, директор Института государственного и международного права УрГЮУ Даниил Сергеев. — С ними пытаются бороться, но пока безуспешно. Руководство ФСИН осознает масштаб проблемы, это подтверждает их запрос о финансировании установки глушилок во всех исправительных учреждениях.
По словам Даниила Сергеева, это делается преимущественно в местах, где осужденные содержатся покамерно, а не в отрядах. В камере просто заклеивается глазок. К сожалению, к созданию этих кол-центров могут быть причастны и сотрудники ФСИН. Об этом прямо говорит директор ФСИН Александр Калашников в документальном фильме Влада Петрова «Звонки из СИЗО».
— Проблема действительно мощная. Мне звонили на протяжении месяца каждый день. Я установил специальное приложение так называемых определителей номера и стал блокировать каждый звонок от таких номеров. В итоге за неделю не было ни одного такого звонка, — поделился Сергеев.
Ситуацию также прокомментировал глава пресс-службы областного ГУФСИН Александр Левченко.
— Ерунда. Такие вопросы я уже слышал. 99,9% подобных преступлений совершаются за пределами колоний. Есть единичные случаи на сотни тысяч таких преступлений, когда одиночка-осужденный пытается обмануть несчастную женщину, которая мечтает выйти за него замуж, и просит денег на чай и колбасу. Но потом это предается гласности, уголовное дело возбуждается.
Если бы подобные кол-центры были, мы бы знали хотя бы про один. Но у нас [в колониях] ежедневно изымается по несколько десятков телефонов, осужденные не в состоянии такие преступления совершать, — отметил Левченко.
Что будет, если перезвонить?
Корреспондент E1.RU позвонил по семи номерам, которые звонили на телефоны сотрудников редакции и тут же сбрасывали. Как ни странно, шесть из них оказались нерабочими. Робот на том конце отвечает, что номер недоступен.
— «Молчание» этих номеров — совокупность факторов. Возможно, номера не предназначены для входящих обращений, либо это специально созданные номера-однодневки. Плюс работа операторов по блокировке таких номеров, — объясняет такой феномен Нигматулин.
На звонок ответили только по одному номеру. Конечно, тоже робот. Он представился «Оксаной» и захотел рассказать о новых услугах «Альфа-Банка», выгодных тарифах, подобранных персонально под звонившего. В пресс-службе банка от «Оксаны» открестились. Нам объяснили, что это мошенники.
— Если вам поступают навязчивые звонки, а затем идет сброс или робот произносит один и тот же текст, то это значит одно: мошенники проверяют активность вашего сотового номера. Как правило, это автоматизированная система, когда робот набирает комбинации номеров случайным образом. Затем активные номера, когда вы взяли трубку, попадают в базы звонков, а далее используются по умыслам мошенников. Перезванивать на эти номера не нужно, — сообщили в пресс-службе
В компании подчеркнули, что «Альфа-Банк» не имеет отношения к этому номеру телефона. Чтобы обезопасить себя от навязчивых звонков, там предложили воспользоваться услугами вашего сотового оператора. Многие из них предлагают функцию идентификации спама.
Этой осенью мы разговаривали со специалистом по кибербезопасности. Он рассказал нам, как мошенники воруют наши данные и можно ли защитить себя от этого. Так, в сентябре они украли результаты анализов пациентов из областного онкоцентра.
Как часто вам звонят назойливые спамеры?