В начале декабря стало известно, что на месте недостроенной гостиницы «Дели» появится парковка для посетителей новой ледовой арены. Активист «Городских проектов«Алексей Кофман рассказал о том, почему не стоит делать парковку на месте недостроенной гостиницы «Дели», и предложил пять вариантов того, что можно построить вместо нее.
Недавно стало известно о том, что правительство области совместно с УГМК все-таки договорились о выкупе и сносе недостроя между улицей Куйбышева и берегом Исети. Этот объект уже давно портит вид города, и власти ждут не дождутся, когда он будет снесен и вместо него появится что-нибудь стоящее.
Говорят, власти и бизнесмены договорились о том, что на этом месте будет многоуровневая парковка для ледовой арены. Такое решение кажется спорным: это участок в самом центре, прямо на оси города, уникальное место на живописной излучине Исети. На таком месте должно появиться нечто выдающееся, а не просто парковка. Парковка, при необходимости, строится в глубине квартала и под землей, но никак не в виде многоуровневого сооружения, выходящего фасадом на центральную улицу и набережную.
Из бюджета на этот объект выделяется 240 миллионов. Строительство такой дорогой парковки за счет бюджета вместо, например, новых линий общественного транспорта — это очень странная история. С транспортной точки зрения стимулирование поездок на автомобилях в центр города только ухудшит ситуацию.
Раз уж мы вкладываем в проект бюджетные деньги, то давайте подумаем, что мы хотим здесь видеть. Предлагаю пять объектов, которые подойдут для этого места лучше, чем парковка.
Новый парк
Площадь парков и скверов в центре города с каждым годом становится всё меньше. Все видят, как один за другим отрезают и застраивают участки зеленой рощи. При обсуждении проекта нового корпуса филармонии на месте сада Вайнера Игорь Дубровин, директор управления капитального строительства Свердловской области, пообещал возместить уничтоженные зеленые насаждения на прилегающих территориях, но найти в центре свободный участок такого размера для парка не так-то просто.
Хороший пример нового парка в центре города — Парк Зарядье, который построен на месте снесенной гостиницы в самом центре Москвы, тоже на берегу реки и тоже за счет бюджета. Проект очень удачный — он сочетает в себе ландшафтный парк, общественные пространства, а также мост, парящий над рекой. Кстати, под парком есть и подземная парковка на 430 машино-мест, но все-таки Зарядье в первую очередь — это парк. Что-то подобное можно сделать и у нас.
Башня со смотровой площадкой
Ради строительства ледовой арены у цирка снесли недостроенную телевизионную башню. А почему бы не построить другую башню на месте «Дели»? Это может показаться абсурдным, но давайте разберемся. Башня была архитектурной доминантой, она стояла прямо на центральной оси города и очень органично смотрелась с Плотинки. Башня была символом, так почему бы не сделать что-то подобное?
Можно сделать какую-нибудь стелу и общественное пространство, смотровую площадку или другую заметную доминанту. Один из самых известных примеров подобных объектов — это Эйфелева башня в Париже. А вот современный пример необычной архитектурной конструкции из Нью-Йорка.
Это Vessel — просто смотровая площадка, необычный запоминающийся объект, на который можно залезть и сфотографироваться. Да, он довольно-таки бесполезен с утилитарной точки зрения и может не отбить затраты, но хотя бы он не так вреден, как парковка. Конечно, создать что-то подобное, современное и символичное не просто, а при посредственной реализации вообще теряется всякий смысл.
Концертный зал
Сейчас идет обсуждение нового корпуса Филармонии. Текущий проект разработан известным архитектурным бюро (Захи Хадид. — Прим. ред.). Проект необычный и интересный, но есть и проблема — его местоположение. Он зажат среди небольших исторических зданий, ради него вырубается парк, а его фасады будут видны, только если подойти совсем вплотную.
Площадка гостиницы Дели была бы идеальной для подобного объекта, здесь есть где развернуться и построить по-настоящему выдающееся здание. Необязательно филармонию, можно концертный зал, театр или что-то подобное. Вспомните Сидней, с чем ассоциируется этот город? Конечно, с Оперным театром. У нас тоже можно построить здание, известное на весь мир.
Храм
Многим не нравится идея строительства в центре города нового огромного храма святой Екатерины. Предлагаемые площадки и архитектурные проекты обычно настолько ужасны, что вызывают у горожан протесты. Но если в городе есть люди, готовые купить землю для новой церкви и построить ее за свой счет, то почему нет? Тем более что это место изначально обсуждалось как потенциальная площадка для храма святой Екатерины.
Я бы не стал предлагать строить здесь храм, но этот вариант точно будет лучше многоуровневой парковки, особенно если поработать над архитектурой. Современная церковь необязательно должна быть второсортным закосом под старину. Если заказать проект хорошему архитектурному бюро, то может получиться интересный современный объект.
Небоскреб
Многие считают, что город слишком плотно застроен и лучше делать парки, чем новые здания, особенно такие высокие. На самом деле надо строить и то и другое. Лучше запроектировать небоскреб, а рядом зеленый сквер, чем невнятную двадцатиэтажную стену, вытянутую в ширину.
Посмотрим правде в глаза, небоскребы вроде «Высоцкого» и башни «Исеть» создают уникальный образ Екатеринбурга как современного города. А если проект будет выполнен сильным архитектурным бюро, то новое здание может стать настоящим украшением города.
Не будем забывать, что участок гостиницы Дели находится в самом центре, в месте с идеальной транспортной доступностью — рядом станция метро, несколько линий трамвая и автобуса. Если строить подобные объекты, то располагать их стоит именно в таких местах.
Еще раз, я не призываю строить здесь что-то конкретное, власти города и области должны обсудить этот вопрос с экспертами, горожанами и инвесторами и решить, что будет располагаться на этом месте. Одно я могу сказать сразу — здесь не должно быть многоуровневой парковки, так как это неэстетично и вредно для города. Подойдет любой другой качественно проработанный вариант. Пока никакого публичного обсуждения не было, а деньги из бюджета уже пообещали, на мой взгляд, это неправильно.
Какой вариант поддержали бы вы?
О судьбе недостроенной гостиницы «Дели» стало известно 2 декабря. Объект выкупило АО «Ледовая арена», совладельцем которого является компания УГМК. Владелец долгостроя (компания «Торгово-деловой центр "Мегаполис"») получил 240 млн рублей. Позже власти сообщили, что на месте недостроя появится парковка. Мы также спрашивали у архитекторов, как можно было бы вернуть этот участок в жизнь города.