Город мнение «Концепция 15-минутного города»: урбанист — о плюсах плотной застройки Екатеринбурга

«Концепция 15-минутного города»: урбанист — о плюсах плотной застройки Екатеринбурга

Владимир Злоказов считает, что в этом есть плюсы для горожан, бюджета и природы

Владимир Злоказов объяснил, почему плотная городская среда — это хорошо
Источник:

Недавно в Екатеринбурге поставили точку в споре застройщиков, чиновников и депутатов о разрешении возводить больше высотных домов. Депутаты проголосовали за изменение городских строительных норм. Но жители Екатеринбурга продолжают негативно относиться к плотной застройке. Урбанист Владимир Злоказов объяснил, почему плотная застройка — это не так плохо, как кажется, и рассказал, какие в ней есть плюсы.

В последнее время наблюдаю достаточно всесторонний наезд на плотность городской среды. Людям представляется, что плотная городская застройка — это однозначное зло, которое нужно только застройщикам, выжимающим максимальные прибыли из своих участков, и помогающей им администрации города. По привычке: если администрация говорит, что что-то хорошо, то это никак хорошо быть не может по определению, потому что это говорит администрация. А уж коварным застройщикам и подавно веры нет.

Это довольно досадно, поскольку в последние годы (еще до Высокинского) администрация Екатеринбурга взяла курс на компактное развитие города и постепенный отказ от застройки в полях на периферии. Курс совершенно, на мой взгляд, правильный. Поэтому сегодня я бы хотел немного поговорить о том, почему плотная городская среда — это хорошо.

Почему это хорошо для горожан?

У каждого человека есть набор потребностей, для удовлетворения которых нужно выходить из дома. Нужно сходить в магазин, отвести ребенка в садик, зайти в кафе, пойти на работу и т. п. Чем выше функциональная и жилая плотность города, тем ближе к потребителям будут находиться объекты инфраструктуры, которыми люди пользуются каждый день. Реализуется концепция так называемого 15-минутного города, когда всё, что вам нужно регулярно, находится максимум в 15 минутах пешком. Кроме того, всем хочется ходить по чистым тротуарам на красивых улицах и ездить по ровным дорогам, и здесь мы переходим к тому...

Почему плотность хороша для городского бюджета?

Для обслуживания застройки город строит и поддерживает улицы и дороги, а также другие объекты инфраструктуры: от общественных пространств до школ и детских садов. Делает это город за счет бюджета, пополняемого из налогов, которые мы платим. При этом, особенно в том, что касается линейной и плоскостной инфраструктуры, — чем больше людей ей пользуется, тем дешевле она в итоге обходится в расчете на одного человека. Поэтому, если вы хотите красивые зеленые улицы и благоустроенные парки и скверы, вам придется быть за плотную городскую среду. Чем больше расползается застройка, тем меньше ресурсов у города в расчете на единицу инфраструктуры, соответственно, тем хуже она будет сделана и тем хуже будет обслуживаться.

Почему плотность хороша для защиты природы?

Чем меньше городская застройка расползается по периферии, тем больше природных территорий сохраняется вокруг города. Это хорошо и для самой природной среды и ее обитателей, но также и для людей. Природа остается в доступности даже для жителей центральных районов. При этом жители плотной городской среды в среднем расходуют меньше энергии, то есть имеют меньший след выбросов в окружающую среду.

Почему плотность хороша для транспорта?

Частый аргумент против плотности — город встанет в пробках. Нет ничего более далекого от правды. Город встает в пробках, когда баланс между разными видами транспорта слишком сильно смещается в сторону личного автомобиля. При этом породить пробки может и одноэтажная застройка, как легко убедиться на примерах городов типа Лос-Анджелеса. То есть вопрос пробок не связан напрямую с плотностью — это следствие ошибок в транспортном планировании. С чем действительно связана плотность — это с транспортной доступностью. Если вы живете в плотной застройке, значительная часть того, что вам нужно, может находиться на расстоянии пешеходной доступности, то есть участвовать в стоянии в пробках вам совершенно необязательно. Кроме того, плотность напрямую влияет на потенциал общественного транспорта. Чем выше плотность, тем лучше может быть общественный транспорт, поскольку им пользуется больше людей.

Почему плотность не противоречит качеству жизни и свободе выбора?

В разговорах о плотности люди порой автоматически подразумевают, что она негативно сказывается на качестве жизни. Между тем качество жизни — это вопрос ценностей, а ценности у разных людей разные. Для кого-то ценно иметь возможность не стоять в пробках, но ходить по всем делам пешком и иметь широкий выбор магазинов, кафе, ресторанов и других точек притяжения в шаговой доступности от дома. Наличие соседних окон напротив своего окна при этом не воспринимается как что-то недопустимое. Для другого человека более ценно жить так, чтобы никого не видеть и его никто не видел, со своим газоном и котельной, и при этом он готов два часа в день проводить за рулем. Ни те, ни другие ценности не являются какими-то неправильными. Более того, у одного и того же человека в течение жизни ценности могут трансформироваться и меняться.

Сегодня мы не живем в ситуации, когда государство распределяет на всех одинаковое среднестатистическое жилье. Каждый волен сам выбирать, где ему жить: в индивидуальном доме в пригороде или в квартире в городе, исходя из своих предпочтений на данный момент. Жилье в центре неспроста стоит дорого: люди готовы платить за то, чтобы быть ближе к тому, что им нужно, и пользоваться инфраструктурой центра.

Плотная городская среда может случиться только в городе, ее нельзя создать в виде отдельного эксперимента где-нибудь на отшибе. В то же время индивидуальное жилое строительство может развиваться более-менее где угодно. Поэтому я за то, чтобы Екатеринбург, в том числе его центр, становились плотнее.

Другое дело, что плотную застройку можно делать хорошо — таким образом, чтобы она усиливала свои положительные стороны, а можно делать плохо — таким образом, что люди не получают ни бонусов от плотности, ни бонусов от жизни в неплотной пригородной застройке. Как делать плотность хорошо — это вопрос уже для другой статьи.

Согласны с автором?

Да
Нет

Накануне мы поговорили с начальником департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга Алексеем Храмовым. В интервью порталу Е1.RU он рассказал, осталась ли в центре города свободная земля, как планируют застраивать Уралмаш, а также объяснил, как принимаются решения о сносе частного сектора.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
148
Форумы
ТОП 5
Мнение
«От человеческих вагонов нас отделяют четыре рубля?!» Гневная колонка екатеринбурженки, прокатившейся на трамвае в Перми
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Мнение
В России придержали ключевую ставку и пообещали разобраться с лимитами по ипотеке. Как это скажется на рынке?
Никита Словиковский
Основатель портала аренды и агентства недвижимости «Драже»
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Ёлки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления