Печное отопление, вода из колонки и туалет на улице. В таких условиях живут жители частного сектора на правом берегу Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. На участке от улицы Красных Зорь до Кирова располагаются больше сотни домов. Семьи здесь ждут расселения с 1970-х годов. Все пятьдесят лет каждый день для участков может стать последним.
Жители объясняют, что чиновники десятилетиями планируют строить здесь набережную. Около сотни лет назад участки выдавал своим работникам Верх-Исетский завод. С тех пор люди и остаются в домах поколениями.
Наталья Евгеньевна сорок три года живет в своем доме на улице Кирова. Пожилая женщина жалуется, что все это время участок хотят забрать, поэтому делать что-то здесь нет желания и возможности.
— Дому девяносто лет, он разваливается. Строить что-то и регистрировать чиновники запрещают. Я делала косметические ремонты, за последние годы ушло больше 150 тысяч рублей, чтобы немного утеплить комнаты, поклеить обои. А чтобы выстроить новый дом на месте старого, нужно тысяч 500 — это неподъемная сумма, — делится пенсионерка.
Женщина отмечает, что всем жителям хотелось бы конкретики, понимания, когда их выселят и выплатят компенсацию. Но многие уже потеряли надежду на изменения.
Еще одна проблема собственников домов на берегу — шумные горожане, приезжающие к пруду. Когда проходишь по неосвещенной улице вдоль домов, чувствуется сильный запах мочи.
— Мы живем здесь круглый год последние лет десять. Младшая дочь родилась здесь, ей сейчас пять. Давно говорят про снос, но высотку здесь строить нельзя — вода близко, а кафе — невыгодно. Жить мне здесь нравится, только отдыхающие летом мешают: шумят и ходят справлять нужду к нашим заборам, хулиганят, гоняют на машинах. Но все лучше, чем платить за коммунальные услуги 7–10 тысяч рублей. А тут мы отдаем раз в год налог за землю и рублей 500 в месяц платим за электричество, — объясняет еще одна жительница частного сектора Александра.
Жильцы уже шутят между собой насчет сроков сноса их домов. Многие делали ставки, что дома сровняют с землей к чемпионату мира 2018 года. Теперь у местных новый срок — Универсиада, которая пройдет в Екатеринбурге в 2023 году.
— По-русски говоря, мы на фиг тут никому не нужны. Живется ужасно, а как может быть, если нет никаких условий? Колонка периодически не работает, зимой она замерзает. Последние две недели свет тоже с перебоями — там ремонт идет. Печки зимой не хватает, в доме холодно. Я работаю с 8:00 до 0:00, встаю в четыре утра, топлю, к вечеру, естественно, все выдувает, только обогреватели в помощь. Но бросать дом жалко, хотя многие оставили участки: у кого-то погорел, у кого-то мародеры растащили, — пояснила Татьяна Коротаева, которая живет здесь с мужем и дочерью.
Сергею и его жене пришлось отправить сына ночевать к бабушке: пока нет света, невозможно приготовить еду и ребенок не может делать уроки при свете свечи. Но даже учитывая все неудобства, супруги не готовы съезжать. Семья отстроила добротный дом и предполагает, что компенсация будет мизерной.
— Жить здесь тяжело. Холодильник из-за отключения электричества постоянно течет. Воду заказывать приходится. Но у нас 70 «квадратов», после сноса в городе нам дадут такую же площадь? — задаются вопросом супруги.
В администрации Екатеринбурга объяснили, что сроки изъятия и сноса домов определить в данный момент невозможно. На правобережном ВИЗе планируют строить многоэтажки, школы и детские сады, спортивные объекты, центры отдыха, а также будут создавать рекреационную зону. Чтобы развивать район, у жителей выкупят участки. Размер компенсаций будет зависеть от рыночной стоимости земли, элементов благоустройства и зеленых насаждений.
Напомним, в июне 2019 года мэр Александр Высокинский утвердил проект планировки и проект межевания территории ВИЗа-Правобережного. Проект включает как раз проблемный частный сектор. Здесь застройщик собирается возводить огромный жилой микрорайон. Кроме того, на данной территории планируется станция метро, учебные корпуса УрФУ, а также медцентр, общежитие университета и спортивные объекты для Универсиады.
Ранее мы рассказывали историю жителей поселка Оброшинского, который находится в черте Екатеринбурга. В домах жителей свет обеспечивают генераторы, воду они берут из колодца, а отопление только печное. На картах чиновников место обозначено как лесопарк. Помощь в узаконивании участков, которые горожане получили от Верх-Исетского завода больше семидесяти лет назад, обещал оказать спикер гордумы Игорь Володин.