Женщины из Уктусского пансионата, заявившие, что их подвергли принудительной стерилизации, пришли на программу «Прямой эфир» с Андреем Малаховым. Они сообщили, что подали коллективное заявление в Следственный комитет.
Людмила Гусева, которая первой рассказала об операции, объяснила, что предать огласке ситуацию ее попросил Андрей Богданов, муж подруги, которая также была стерилизована, а через несколько лет умерла.
Людмила отметила, что не понимала, что такое стерилизация, когда ей сказали, что нужно сделать эту операцию.
— Пришла врач ко мне в комнату, сказала: «Люся, будет операция». Какая — не объясняет, [говорит], спроси у девочек. Стерилизация. А что это такое? Ну чтобы не рожать детей. Говорят, детей нельзя рожать. Я не понимала, что это такое.
Владимир Бахтеев и Анна рассказали, что ей сделали аборт уже на большом сроке беременности и сразу стерилизовали.
— Ее просто схватили и утащили, она не соглашалась на это, — эмоционально прокомментировала общественница Елена Осипова.
Она назвала пансионат «домом пыток» и заявила, что права постояльцев нарушаются там всё время.
— Никто не позволял таким способом убивать женское начало. Они платят 75% пенсии за то, что находятся там [в пансионате].
Представитель свердловского Министерства соцполитики заявил, что за всё время в пансионате проживало 600 женщин детородного возраста, в медицинских картах 15 из них есть данные о стерилизации.
— Все 15 женщин установлены, с каждой будет проведена работа по выяснению, какая была ситуация с медицинской и социальной точки зрения, — сказал он.
Гинеколог Ирина Филатова подчеркнула, что по федеральному закону стерилизация в России запрещена. Она может быть проведена по желанию мужчины или женщины, если они достигли 35 лет или имеют двоих детей.
— Если они недееспособны, [стерилизация] только по решению суда в присутствии этого человека, — пояснила врач.
Также в студию пришла Татьяна Волкова, она рассказала, что родила дочь в 20 лет, когда жила в пансионате. По словам Татьяны, ребенка у нее забрали, найти его она не может. А после родов женщину отправили на стерилизацию.
— Я первая была, а потом всем девочкам сделали [стерилизацию]. Они ничего не говорили, я потом узнала.
Кроме постоялиц Уктусского пансионата, на программу пришли женщины из пансионата «Семь ключей». Одна из них сказала, что работала на строительстве дома, принадлежащего дочери директора учреждения. За это ей пообещали покупать еду и заплатили тысячу рублей.
Сотрудница пансионата «Семь ключей» Ольга Павлишина заявила, что в пансионате постояльцев обижают, забирают у них пенсию.
— На 325 человек трудятся 4 медсестры, мы работаем сутки через сутки. Получаем 5174 рубля, плюс 1700 стимулирующих, плюс за выслугу лет. У меня выходит 8000, — сказала она. — У нас был ветеран. Когда приходила комиссия, ему делали комнату, где лежат два человека, а когда уходила — переводили в «девятку». У него пенсия была 75 тысяч, нисколько [до него] не доходило.
О том, что пациенток пансионата для инвалидов на Урале принуждали к стерилизации, стало известно на днях. Мы спрашивали у юриста, в каких случаях это может быть законно. Региональный омбудсмен Татьяна Мерзлякова заявила, что такие истории в Екатеринбурге происходили и раньше.