У садоводов на Уралмаше случилась трагедия: МУГИСО отдало их участки на аукционе. Земля на улице Молодежи досталась частному лицу. Пенсионерам, которые с 1940-х годов ухаживали за землей, остается разве что в слезах собирать вещи. 24 сентября без предупреждения в сад № 32а зашли рабочие и стали ломать саженцы и сносить постройки. Мы побывали у пожилых горожан и выяснили, как они лишились пусть и скромного, но подспорья к небольшой пенсии.
— Мне позвонили, сказали, что у нас всё ломают. Мы, конечно, побежали собирать вещи. За садами ухаживали пенсионеры. Когда они увидели, что их хозяйство ровняют с землей, они рыдали. Не было ни объявлений, ни предупреждений. С нами поступили, как с чернью, вышвырнули — и всё. Можно ведь было по-человечески — дать время собраться спокойно, выкопать саженцы. Моя мама — пенсионерка, она уже несколько дней не может в себя прийти, — рассказала одна из садоводов Анастасия Логинова.
К нашему приезду на 17 участках нетронутыми остались лишь три домика, несколько грядок и три-четыре теплицы. Все остальное уже снесли.
Сады пенсионеров отдали бизнесмену М. С. Трусову в аренду на 20 лет. Ему обошлось это в почти пять миллионов рублей. Причем огородники узнали об этом лишь от соседей.
Сейчас на участках трудится бригада рабочих, они продолжают разбирать теплицы, домики и оставшееся добро садоводов. Сейчас это уже просто строительный мусор. Журналистам и бывшим владельцам садов позволяют пройти к их огородам и домикам, но на вопросы, кто их нанял и что появится на этом месте, они отвечать отказываются. К нашему приезду на месте трудилось пять человек. Когда мы были у садоводов, рабочие старались не показываться на глаза, они ушли под навес, напоминающий веранду. Правда, местные говорили, что с рабочим можно было договориться, чтобы они не сносили теплицы и постройки до тех пор, пока огородники не заберут всё, что им дорого.
Бывшая владелица сада Светлана Вараксина провела нас к своему домику. Руки рабочих до него еще не дошли, он только ждет печальной участи. Женщина поделилась, что давно предчувствовала снос: в последнее время она замечала недобрые знаки. Зимой 2019 года сгорел один из домиков, а летом того же года она на своем участке нашла мышиное гнездо. Другие садоводы из странного отметили и то, что яблони плодоносили три года подряд, обычно дерево обильно дает плоды раз в два года.
— У меня было предчувствие, я всем соседям говорила: кажется, нас скоро снесут, — подчеркнула наша собеседница.
Внутри сада женщина показывает толстую папку с документами — бумаги, которые садоводы собирали больше 10 лет, чтобы узаконить участки. Соседка Светланы Анастасия добавила, что за землей в этом товариществе ее семья ухаживала 55 лет. По словам женщины, для нее это место наполнено воспоминаниями из детства.
— Около 70 лет назад Уралмашзавод раздал здесь землю лучшим сотрудникам — 17 участков по 2 сотки. Люди работали, всё было хорошо. Вопросы к документам возникли восемь лет назад, тогда садоводство отказалось принимать членские взносы. Выяснилось, что наши участки не учтены. Несколько лет мы пытались отстоять права на землю, ходили везде: в налоговую, к пожарным, в администрацию, искали документы в архивах, на Уралмашзаводе. Пять лет назад в администрации Орджоникидзевского района пообещали, что пока мы ухаживаем за участками, их никто трогать не станет. Мы доверились властям, — пояснила Анастасия.
Женщины, перекладывая бумаги, показывают письма к чиновникам, многие из которых остались без ответа. Было даже обращение к Владимиру Путину, на тот момент председателю правительства России, и Дмитрию Медведеву — президенту.
«Нашу землю администрация захотела продать трем богатым коррупционерам на три коттеджа, а наши сады хотят трактором снести, — говорится в письме Путину. — У нас у всех домики, теплицы, саженцы. За счет нас чиновники хотят разбогатеть, а мы за счет сада жили. Была хоть какая-то помощь, у нас пенсия совсем мизерная, а сад нас кормил. Последний кусок отбирают у рабочего класса, который проработал по 40–50 лет на УЗТМ. Тут у нас есть ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, заслуженные орденоносцы, наши родители погибли на фронте. Они, видимо, не заработали по две сотки от государства за заслуги, за то, что они строили и восстанавливали страну после войны.
Администрация хочет отдать нашу землю на продажу на аукцион богачам. Они не имеют права нашу землю продавать, эту землю нам дал Советский союз, мы ее заработали. Мы Вас очень просим защитить и защитить нас от коррупционеров, чтобы разрешили нам оформить сад в БТИ, так как они нам даже не дают допуска на оформление документов, чтобы мы могли пользоваться нашими садами».
Женщины поделились: многие бумаги удавалось достать неофициально, только через знакомых. Так, они нашли план из городского архива, где сад и все постройки указаны. Однако в беседах с горожанами чиновники говорили, что по плану там пустырь. У садоводов была справка с Уралмашзавода о том, что профком действительно выделил им 34 сотки под огороды. Подтверждает пользование землей и справка от товарищества «Садовод», где указано, что члены сада годами оплачивали земельный налог.
Но ни один документ не стал веским аргументом для чиновников, чтобы позволить оформить земли. Огородники до сих пор не понимают, почему власти не предложили им выкупить участки, где они трудились десятилетиями.
— Злимся мы только на администрацию, которая долгое время вставляла палки в колеса, не давала оформить участки, а потом просто сдала их на аукционе. Многие из нас были готовы вложиться, чтобы сохранить землю. Мы будем пытаться добиться компенсаций, но многие пенсионеры уже опустили руки, их обманули и вышвырнули, как котят, — рассказала Анастасия.
Женщины говорят, что пенсионерам было бы достаточно извинений, ведь семьи хранили здесь воспоминания, для них земля была не просто саженцами и постройками, а историей их семей.
В мэрии Екатеринбурга заявили, что не предоставляли эти участки под садоводство. Земли были переданы в распоряжение Министерства управления государственным имуществом Свердловской области как неразграниченные. После аукциона, прошедшего 16 сентября, новый владелец имеет право строить частные дома на этом месте. На прошлой неделе рабочие без предупреждения пришли сносить садовые домики.
Судя по государственному реестру юридических лиц, имя обладателя 34 соток на улице Молодежи М. С. Трусова соответствует имени учредителя двух строительных компаний, «Океан» и «Аквилон», — Михаила Сергеевича Трусова.