Дом на Малышева, 58а строили под ателье в 1924–1926 годах по заказу двух фотографов — Мурдасова и Кузнецова. На фоне других зданий он выделяется витражом, сделанным под наклоном. В то время для фотографов он служил главным источником света. В 1925 году здание передали акционерному обществу «Тепло и сила». С 1936 года в нем находилось фотоателье Облисполкома, в 1949-м — фотоателье № 2 артели «Фотообъединение», а в 1974-м — фотоателье № 1. Сегодня дом на Малышева входит в число объектов культуры регионального значения и охраняется государством.
В нулевых в здании находились офисы, пока в 2016 году его не отдали «Живому театру». В то время театр работал уже почти два года, но собственного здания у него не было. Художественный руководитель театра Александр Пантыкин и его сын — главный режиссер Сергей Пантыкин — заключили договор аренды на пять лет и сделали капитальный ремонт за свой счет. В здании укрепили пол и балки над сценой и зрительным залом, только на замену витража ушло около миллиона рублей.
— Театр отправился в гастрольный тур по нескольким городам, чтобы собрать деньги на новый витраж. Мы поставили деревянный стеклопакет, полностью сохранив исторический вид фасада. За изготовление взялась только одна компания в городе. Позже оказалось, что у дерева есть свои особенности — оно пропускает влагу, поэтому нам приходилось вызывать рабочих и просить их пройтись герметиком. В будущем мы хотим, чтобы витраж стал частью спектаклей. Даже придумали раздвижную систему на сцене, — рассказал Сергей Пантыкин.
Еще одна отличительная черта здания — миниатюрный деревянный балкон. Первое время его хотели использовать в рекламных целях — установить светодиодный экран или даже поставить на него глашатая, который бы зазывал зрителей на спектакли. Но оказалось, что балкон находится в аварийном состоянии, поэтому сейчас вход на него закрыт. Попасть туда не могут ни актеры, ни зрители.
— Театр находится в здании-памятнике, это накладывает на нас много обязательств. Когда ремонтировали соседнее здание, мы боялись, что строители зацепят балкон. Пришлось просить их его не трогать, чтобы деревянная конструкция не обвалилась. Как-то раз на фасаде нам что-то нарисовали. Мы тут же пошли стирать, но всё равно получили выговор, — вспоминает Сергей Пантыкин.
Во время ремонта в театре нашли потайную комнату. Она находится справа от сцены. Когда строители сломали гипсокартонные перекрытия, то обнаружили чулан, а в нем — старую книжку с детскими стихами. Сначала чулан хотели укрепить, чтобы обустроить площадку для музыкантов, но потом от этой идеи отказались — восстановление требовало слишком больших затрат. Также строители нашли печь, которая раньше отапливала здание, её демонтировали. Теперь от нее остался только фундамент.
Рядом со зрительным залом есть несколько комнат, которые когда-то использовали для проявки фотографий. В самой маленькой сейчас хранятся музыкальные инструменты и реквизит. В комнате побольше сделали гримерку для артистов. Раньше в ней также стояли декорации, теперь их хранят в гараже по соседству.
— Зрительный зал рассчитан на 60 человек. В нем очень хорошая акустика. На наших спектаклях звучит только живая музыка, которая создает особую атмосферу домашнего камерного театра, — говорит Сергей Пантыкин.
На первом этаже находятся зрительское фойе, кассы и гардероб. В фойе зрители дожидаются начала спектакля, иногда актеры проводят там репетиции. Также здесь занимается театральная студия 37-й школы, которая ставит спектакли на немецком языке. На подоконниках стоят работы Алексея Рыжкова, стены украсили детскими рисунками.
Последние полгода из-за вынужденного перерыва и ограничений здание пустовало. Новый сезон в театре начнется в октябре, затем «Живой театр» отправится на фестиваль «Видеть музыку» в Москву. В будущем Сергей Пантыкин не исключает, что театр переедет на сцену побольше. Правда, где она появится, пока не известно.
— Мы хотели сделать большую сцену в «шахматном доме» по соседству, но оказалось, что здание в аварийном состоянии и требует огромных вложений. Поэтому от этой идеи мы отказались, но потенциал там хороший, — говорит Сергей Пантыкин.
Впрочем, даже если театр получит новые площади, оставлять дом на Малышева там не планируют. В театре говорят, что сейчас единственная проблема — нехватка парковочных мест для зрителей. Но большинство спектаклей идут по выходным, и родители всегда находят, где припарковать свои автомобили.
Ранее мы рассказывали, как шел ремонт здания на Малышева, 52а. Также предлагаем посмотреть фоторепортаж из соседнего кирпичного дома на углу Малышева — Горького, который в скором времени планируют реконструировать и превратить в Дом шахмат.