Мы продолжаем рассказывать про «Дизайн-код Екатеринбурга», который разрабатывают независимые дизайнеры города. На этот раз речь пойдет о шрифте «Исеть» (Iset Sans), в 2017 году его придумал Михаил Череда. Теперь этот шрифт можно увидеть на остановочных навесах, навигационных стелах, указателях и табличках жилых домов в разных районах города. Мы спросили у дизайнера, как он придумал характер шрифта, в чем его уникальность и кому принадлежат права на использование.
В команду «Дизайн-код Екатеринбурга» входят семь независимых дизайнеров из разных агентств: графические дизайнеры Михаил Череда, Владислав Деревянных и Паша Омелёхин, иллюстратор Дмитрий Фатхиев-Долохов, промышленные дизайнеры Сергей Шашмурин и Алексей Быков, веб-дизайнер Анатолий Иванов. Все они работают в проекте бесплатно. В 2015 году специалисты «Дизайн-кода» выиграли конкурс на создание логотипа города и до сих пор продолжают создавать фирменный стиль уральской столицы.
Характер шрифта
— Сначала мы просто брали готовые шрифты, которые можно использовать лицензионно, но потом поняли, что у нас есть все компетенции, а также специалисты, которые могут сделать качественный шрифт специально для Екатеринбурга, — вспоминает Владислав Деревянных.
В результате получился ясный и четкий шрифт, который удобно читать. Дизайнеру удалось этого добиться благодаря отсутствию засечек и балансу между толщиной штрихов. Шрифт разработан таким образом, чтобы можно было менять начертания без изменения длины строки.
— В Москве используется несколько шрифтов: для домовых табличек — один шрифт, уличные указатели набраны другим, а станции метро — третьим. Нам же хотелось сохранить единообразие на всех поверхностях и носителях, вне зависимости от того, где будет использоваться шрифт. Мы решили, что в основе будет открытый и современный гротеск с дружелюбными и узнаваемыми формами знаков, — вспоминает Михаил Череда.
От «Урала» до «Исети»
Для Екатеринбурга оказалось достаточно базового знакового состава, так как все надписи выполнены на двух языках — русском и английском. Также дизайнер разработал разные виды стрелок, которые были сделаны в одной стилистике со шрифтом. Позже появился дополнительный набор цифр.
Первая версия шрифта появилась в 2017 году. Для нее сделали несколько начертаний: регулярное (для основного массива текста), жирное (для выделений) и курсив (для слов на латинице). Три года спустя, в 2020 году, появилась вторая версия. Комплект расширился до пяти начертаний: легкое, регулярное, среднее, полужирное и регулярный курсив. Это добавляет вариативности и простоты в использовании.
— Когда мы выпустили первую версию шрифта, я получил много комментариев от коллег. В основном профессиональное сообщество высказывалось положительно, но были и технические замечания, которые я учел во второй версии. Но думаю, что для большинства они остались незаметны, — вспоминает Михаил Череда.
Назвать новый шрифт Михаил Череда хотел просто — «Урал», но оказалось, что шрифт с таким названием уже используют. Поэтому вскоре появилось второе название — «Исеть». Так у города появился собственный шрифт, названный в честь реки.
Голос города
В системе навигации Екатеринбурга активно используют темные цвета в качестве фона. Например, на стелах, указателях направлений, табличках объектов культурного наследия. Поэтому основное начертание шрифта «Исеть» чуть плотнее обычных текстовых шрифтов.
— Благодаря этому его легко читать на темных поверхностях. На белом фоне регулярное начертание шрифта будет тяжеловато, тем не менее «Исеть» прекрасно себя чувствует в заголовках и небольших текстовых блоках, — рассказывает Михаил Череда.
Шрифт используется не только в навигации, но и, например, в сувенирной продукции. Все права переданы мэрии, которая распоряжается им на свое усмотрение. В свободном доступе «Исеть» не найти.
— Мы специально сделали так, чтобы права на использование были только у города. Если шрифт будет общедоступным, то завтра каждая шиномонтажка будет использовать его в своих вывесках. Мы бы не хотели, чтобы так произошло, потому что «Исеть» — это в первую очередь голос города, который разговаривает с жителями и гостями Екатеринбурга, — говорит Владислав Деревянных.
Напомним, ранее мы рассказывали, как дизайнеры меняют облик Екатеринбурга. Команда «Дизайн-кода» также разработала навигационные иконки для остановок общественного транспорта, шаблоны для адресных указателей и многое другое.