Курганская прокуратура завела дело на девушку из Екатеринбурга, которая десять лет назад разместила на своей странице во «ВКонтакте» клип группы Alai Oli.
Полина Гузеева прописана в Екатеринбурге. Но на время пандемии девушка вернулась в родной Курган, где ее настигла неприятная новость: на Полину завели административное дело.
У девушки открытый профиль во «ВКонтакте», любой пользователь может зайти и посмотреть, что размещено у нее на странице. Девушка занимается хендмейдом и не закрывает страницу, потому что хочет оставаться открытой для своих покупателей. В 2009–2010 году Полина училась в Екатеринбурге. В это время и появился новый клип Alai Oli, который девушка добавила в свои видеозаписи во «ВКонтакте».
— Alai Oli — очень позитивный исполнитель, — комментирует Полина, — а та ее песня так и называется — «Зачем ты под черного легла?». На самом деле, в песне никто особо не оскорбляется. Если только русские парни, потому что она выбрала не их, а кого-то другого. Там нет разжигания розни, это все в шутку. Клип тогда многие посмотрели, он смешной, по-своему грубый, и, если захотеть, там можно найти на что оскорбиться. Но никаких конфликтов и скандалов в то время точно не было. Мои друзья эту песню знают, многие добавили ее тогда себе в видеозаписи. А потом все благополучно забылось: посмотрели, посмеялись, добавили и всё.
А 10 августа девушка приехала в мастерскую, где официально работает ее подруга. Там она и узнала, что за ней приходила полиция.
— Охранник на проходной нам сказал: «К Полине приезжал какой-то молодой человек на белом уазике, записку оставил». Я смотрю, а там приглашение стать свидетелем, но не написано чего. Ничего интересного, что бы я могла видеть, я не вспомнила, поэтому особого значения не придала. В записке говорилось: «Вы можете подойти по указанному адресу либо позвонить по номеру и договориться о встрече». Мы с подругой подумали: интересно, решили позвонить и узнать, о чем речь, — рассказывает Полина.
На звонок девушки ответил тот самый молодой человек и сказал, что скоро подъедет. Он оказался оперуполномоченным по делам экстремизма. От него Полина узнала, что клип, размещенный на ее странице с 2010 года, — это запрещенный экстремистский материал. В 2016 году песня была включена в соответствующий федеральный список.
Девушка, сама того не зная, оказалась распространителем. Полине рассказали, что в перспективе будет прокуратура и суд, и предложили написать объяснительную записку. С собой оперуполномоченный взял и готовый образец, который, если Полина согласна с формулировкой, можно подписать сразу. Там говорилось, что она добавила запись давно, не знала, что это экстремистский материал, согласна с тем, что теперь это незаконно, и обязуется его удалить. Казалось, что конфликт исчерпан, но спустя две недели Полину пригласили в прокуратуру.
— 24 августа мне позвонили с незнакомого номера и сказали, что на меня заведено дело. Не уголовное, а административное, но все равно я должна пройти эти этапы, и сегодня мне сказали, что, скорее всего, будет штраф. Размер — от 1000 до 3000 рублей. Но я сказала им, что я, в принципе, безработный человек. У меня нет бюджета на какие-то такие вещи. Незнание не освобождает от ответственности, я все понимаю, но они сказали, что, возможно, если я представлю справку о том, что я безработная, мне могут дать «скидку» 50%, но совсем от ответственности уйти не получится.
Мнение юристов о случае Полины было однозначным:
— Не имеет значения, что мы думаем о содержании песни. Есть Федеральный список экстремистских материалов и есть решение суда, после которого песня была включена в него. Если это решение никто оспаривать не собирается, смотреть текст не имеет смысла, — считает эксперт.
По словам юриста, после того как решение суда вступило в силу и песню внесли в перечень экстремистских материалов, девушка должна была удалить запись со своей страницы.
— Но в норме суд должен установить, рассматривая материалы дела в отношении девушки, был ли у нее умысел на размещение экстремистского материала или правонарушение было совершено по неосторожности. Тогда либо по незначительности, либо ввиду отсутствия умысла она может быть освобождена от наказания. Но в российских реалиях этого не происходит. Хотя существует вероятность, что она отделается только штрафом, — рассказал юрист.
История с экстремистским клипом еще не закончилась. Впереди у Полины суд, а один из ее знакомых тоже попал под статью за экстремизм с этой же песней и видео с дракой.
Недавно мы рассказывали о том, что Верховный суд признал движение АУЕ* экстремистской организацией. Но истории, связанные с экстремизмом, случались и ранее. В прошлом году московскому студенту ВШЭ Егору Жукову дали условный срок за видео на YouTube.
* Деятельность запрещена в РФ