Владимиру 66 лет. Три года назад у него диагностировали рак. А за полгода до этого он взял кредит на строительство дома. Из-за онкозаболевания он потерял работу, доход и возможность вовремя выплачивать банку долг. Спустя два года судебных тяжб вперемешку с тяжелым лечением, в том числе сеансами лучевой терапии, Владимир отсудил у Банка ВТБ около трех миллионов рублей. Мы пообщались с ним и его адвокатами, чтобы узнать подробности этого дела.
У Владимира был большой трудовой стаж и безупречная кредитная история. С 1972 года он работал на Уральском электромеханическом заводе, сначала восемнадцать лет фрезеровщиком, потом — токарем координатного станка. Неоднократно брал кредиты и всегда их выплачивал без просрочек. В мае 2016-го мужчина достаточно легко получил кредит в размере 1,8 миллиона в «Банке Москвы» (объединенном в том же году с Банком ВТБ) — на постройку дома. А через шесть месяцев у него диагностировали рак. В декабре он перенес серьезную полостную операцию. Здоровье было подорвано, работать как прежде Владимир уже не мог и решил обратиться в банк с просьбой уменьшить проценты.
— Я раза четыре каждый месяц подавал [заявление], звонил — мне все время отказывали. Понижения нет — вам отказано. С грехом пополам все это проплачивал. После первой операции я был восемь месяцев на больничном. В мае мне дали инвалидность, вторую группу. Одновременно я проходил лучевую терапию — 33 сеанса, — рассказал Владимир.
Получив группу инвалидности, мужчина приехал в банк и написал заявление о страховой выплате. Банк сперва согласился и начал требовать различные справки. Три месяца мужчина исправно возил в банк все необходимые документы. А потом ему пришла официальная бумага с отказом. К этому моменту у мужчины уже не было возможности выплачивать кредит. Его дочери пришлось продать квартиру, чтобы погасить долг.
— Мне обидно было, что проценты мне не снизили, хотя я говорил, что был после операции, на больничном. И то, что по страховке, — не выплатили. Смотрели-смотрели столько времени, а потом перезвонили и отказали, — пояснил Владимир.
После этого мужчина стал искать правду и обратился в правозащитную организацию «Блок-пост». Мы пообщались с одним из двух его адвокатов, Дамиром Садритдиновым. Вместе с другим юристом Антоном Кудряковым они два года вели это сложное дело.
По словам юристов, в заявлении у Владимира была указана программа страхования по варианту «А», которая включает в себя инвалидность от болезни, оплатил он именно ее. Однако застраховали его по варианту «С», который дешевле и не включает в себя данный пункт. Никого не смутило, что мужчина за более дешевую страховку заплатил больше, чем нужно. Страховая премия была списана с него в размере 121 тысячи рублей (плюс еще 57 тысяч — комиссия за оказание услуги), страховка по варианту «А» стоила 70 тысяч, а застраховали Владимира в итоге по программе «С» стоимостью 50 тысяч рублей.
— Они ему говорят: «Знаете, мы вам ничего не заплатим, потому что вас застраховали не от болезни, а только от несчастного случая. У вас одни документы, у нас другие документы. Владимир расписывался за вариант «А», но застраховали по варианту «С» — пояснил Дамир Садритдинов.
По словам юристов, весь бой с банком можно разделить на два этапа. Сначала Дамир решил не подавать иск на большую сумму, а доказать, что по вине банка была допущена ошибка в документах. Он подал иск в Кировский районный суд на сумму 10 тысяч рублей в 2018 году и сравнительно легко выиграл его.
Это решение прошло обжалование и вступило в законную силу. Опираясь на него, юристы подали в суд уже на большую сумму (1,8 миллиона рублей), чтобы взыскать убытки, причиненные банком из-за допущенной им ошибки в страховом заявлении. Поскольку в результате этой ошибки страховая компания отказала Владимиру в выплате страхового возмещения на сумму 1,8 миллиона рублей (в размере взятого им кредита). Дело сразу приобрело другой оттенок.
«Сумма большая, банк сразу начал показывать непонятные документы, которых не было в первом деле»
Банк принес в суд другое заявление Владимира, уже по программе «С». Юристы мужчины выразили сомнение в подлинности внезапно появившегося документа. Первый и второй документы отличались в ряде мелких деталей, формулировках и цене страховки. В заявлении стояла одна цифра, а с мужчины списали другую.
— Там было много таких ляпов. Например, представитель Банка ВТБ принес в суд документ, который противоречил такому же документу, чуть раньше поступившему официально от банка. Он принес одни тарифы, а потом в суд пришли тарифы от банка и там были другие цифры. Мы потом использовали некоторые из этих документов, чтобы показать суду, какая у них чехарда с цифрами, — отметил Дамир.
Несмотря на странности с документами, суд дважды вставал на сторону банка — в районном и областном судах. У юристов создалось впечатление, что судьи просто не рисковали выносить решение на крупную сумму против мощной корпорации. На этом этапе трудное дело подхватил коллега Дамира — адвокат Антон Кудряков. Шансов на благоприятный исход оставалось все меньше, последняя надежда была на суд последней инстанции — Челябинский кассационный. Антон тщательно подготовился к заседанию, и это принесло результат.
— В кассационной жалобе я не стал писать много воды в документах, а все свел в таблицу из трех столбцов. Первый столбец — сколько Владимир заплатил, второй — цены по варианту «А», третий — цены по варианту «С». И стало наглядно видно, что он все оплатил по варианту «А». Судьи тоже это увидели и встали на нашу сторону, — рассказал адвокат.
Дело направили на пересмотр в областной суд, а он уже вынес решение в пользу Владимира. По словам мужчины, за все время, что длились суды, банк ни разу не попытался связаться с ним или его защитниками, чтобы как-то урегулировать спор или договориться.
— Их позиция была — что они абсолютно правы. Они рассчитывали, что клиент не сможет судиться долго, не хватит денег. И так бы и произошло, будь мы коммерческими юристами. Но мы увидели, что перспектива есть, — рассказал Дамир. Теперь юристы, два года защищавшие больного мужчину, смогут получить часть суммы, на которую суд оштрафовал банк.
— Банк — сильная сторона, суду всегда проще вынести результат в его пользу. Я до самого конца не был уверен, что мы победим, — поделился Антон.
Выигравший суд мужчина очень осторожен в высказываниях. Кажется, что он еще не верит до конца в то, что все позади и он сможет вернуть свои деньги.
— Трудные были эти годы, и сейчас сложная ситуация, еще операция предстоит. После лучевой терапии остались травмы. Все еще впереди — лечиться и лечиться надо. Ограничений много — ничего поднимать нельзя. То кровотечение откроется, то еще что-то. Подвешенное состояние — не знаю, как дальше будет. Конечно, хотелось бы еще пожить, рано уходить. Некоторые друзья, коллеги до сих пор работают. И я бы мог, но болезнь подкосила. По суду вся заслуга, конечно, ребят, один бы я не справился, спасибо им огромное, — подвел итог Владимир.
В самом банке сказали, что ждут судебного определения.
— ВТБ строго соблюдает обязательства, предусмотренные договором с клиентом. Банк всегда готов предложить индивидуальное решение при возникновении у клиента трудной жизненной ситуации, — сказали в пресс-службе кредитной организации. — Детали данного дела защищены банковской тайной. В настоящее время банк еще не получил судебное определение. После его получения мы проанализируем возможность обжалования решения суда.
Ранее мы писали о мошеннице, обещавшей снять порчу и проценты по кредиту, и о том, что жителей области стали чаще признавать банкротами. Также почитайте, как банки отказывают свердловчанам в кредитных каникулах.