В Екатеринбурге неожиданно появился новый вид транспорта — электросамокаты. Если еще прошлым летом ими пользовались единицы, то теперь самокатчики конкурируют с велосипедистами и пешеходами за место на тротуарах. Это подтверждают и данные продавцов.
Бизнес за самокаты
В интернет-магазине Ozon рассказали о росте продаж электросамокатов в разы. Спрос екатеринбуржцев вырос на фоне пандемии коронавируса и жары, полагает Мария Сальникова, руководитель отдела «Спорт» в Ozon.
— Этой весной многие екатеринбуржцы выбирали персональный электротранспорт, избегая общественного; тенденция сохранилась и после окончания самоизоляции. Летом этому способствовала и жаркая погода. В результате продажи электросамокатов в июне-июле выросли на 645%, — рассказала Мария Сальникова.
В сетях «М.Видео» и «Эльдорадо» за первые полгода спрос на персональный электротранспорт вырос на 13%, а пресс-служба сервиса «Яндекс.Маркет» сообщает, что за неделю с 25 мая по 1 июня спрос на электросамокаты взлетел в 1,5 раза.
Новая угроза пешеходам
Между тем пешеходы теперь чувствуют себя неуютно на тротуарах. Раньше часто говорили про опасность столкнуться с велосипедистом, а сейчас многие боятся электросамокатов. Об этом, например, пишут читатели в комментариях к материалу про удобство Екатеринбурга для передвижения на велосипедах и самокатах:
«Самокаты такую скорость развивают, едут быстрее автомобилей! На пешеходных дорогах это же опасно. Особенно за детей сильно переживаю, они же могут резко то влево, то вправо побежать. А там несётся этот олень на двух колесах», — пишет Римма Егоровна.
«По проспекту Космонавтов от ДК Лаврова до "Омеги" по тротуару носятся экстремалы-велосипедисты, сноубордисты, самокатчики. Носятся с утра до вечера бесконтрольно, на огромных скоростях... Где ГАИ? Ждут, когда задавят бабушку или ребенка? Пешеходы, как зайцы, должны отпрыгивать из-за распущенных хулиганов... Примите меры!» — требует от E1.RU читательница Татьяна.
— Здесь огромное количество электросамокатов. Я такого количества нигде не видел, даже в Москве. В центре они постоянно. По мне, это надо как-то ограничивать, потому что это становится опасным, мешает пешеходам. Должно быть ограничение по скорости какое-то, — уверен путешественник Сережа Замкадный, который побывал в 79 регионах России из 85 и может сравнивать ситуацию в разных городах.
Самокатчик на час
Самокат можно взять и напрокат — в Екатеринбурге работают несколько пунктов, которые предлагают горожанам широкий выбор моделей самокатов с максимальной скоростью от 25 до 45 километров в час. Даже на таких быстрых самокатах их водители могут законно передвигаться по тротуару.
— Такая проблема есть не только в Екатеринбурге. В Москве и любом крупном городе, особенно там, где появляется прокат электросамокатов, — говорит глава Федерации автовладельцев России Максим Едрышов. — ГИБДД признала эту проблему еще два года назад, но с тех пор не предприняла никаких действий. Просто поговорили о том, что надо бы что-то сделать, и на этом все закончилось. По действующим правилам дорожного движения, человек, который несется на самокате со скоростью 30 километров в час, — это всего лишь очень быстрый пешеход. Он может на самокате переезжать через пешеходные переходы, может ехать по тротуарам и при этом не имеет права двигаться по проезжей части, — сказал Едрышов.
Количество самокатов на улицах Екатеринбурга резко выросло с появлением кикшеринга — сервиса аренды самокатов Whoosh. Уже сейчас у Whoosh 500 самокатов, а в ближайшее время они введут в строй еще столько же. Для безопасности максимальную скорость своих самокатов компания ограничивает 20 километрами в час.
— У нас не было аварий с участием пешеходов. Мы не можем дать гарантию, что человек, который взял в аренду самокат, будет соблюдать все правила. Но у нас действует ограничение скорости до 20 километров в час. Кроме того, на случай происшествий есть страховка, — рассказала генеральный директор «Лаборатории социальных практик» Ольга Жданович, которая курирует работу Whoosh в Екатеринбурге.
Она добавила, что вместе с Фондом городских инициатив «Лаборатория социальных практик» разрабатывает предложения для городских властей о строительстве инфраструктуры.
— Мы очень хотим, чтобы город начал делать велодорожки и велопарковки. Особенно велопарковки, потому что сейчас они в основном частные. Пользователи, которым не к чему пристегнуть самокат, часто жалуются на это, — рассказала Ольга Жданович.
Что делать?
Для начала государство должно признать, что самокатчики — не пешеходы, и наделить их специальным статусом, считает Максим Едрышов.
— В первую очередь необходимо закрепить статус этих участников дорожного движения в ПДД, чтобы избавиться от правовой неопределенности. Во-вторых, самокатчикам надо в срочном порядке разрешить ездить по велосипедным и велопешеходным дорожкам, чтобы они занимали велосипедную часть тротуара.
Во Франции скорость электросамокатов ограничена 25 км/ч, в Германии на них нельзя разгоняться быстрее 20 км/ч. В Испании разрешают самокатчикам выезжать на велодорожки, где действует ограничение до 30 км/ч. Такие ограничения необходимы и в России, считает Едрышов.
— Не будет лишним запретить управлять самокатами в состоянии опьянения и обязать самокатчиков использовать средства защиты. В Москве в 2019 году при падении с движущегося электросамоката погибли 10 человек, — сообщил глава Федерации автовладельцев России.
Максим Едрышов добавил, что самокатчиков необходимо обязать спешиваться при переходе проезжей части по «зебре» — для их же безопасности.
Параллельно в городе надо развивать инфраструктуру для «индивидуальных средств мобильности» — так урбанисты называют велосипеды, электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и другие средства передвижения по городу.
— С каждым годом их становится всё больше и больше. Появляются велошеринги и кикшеринги, но наши улицы к этому не готовы. Линия краски по плитке — это не велоинфраструктура. Если обратиться к мировому опыту, то там и велосипеды, и электросамокаты передвигаются по велодорожкам. Нам просто нужно активно делать нормальную велоинфраструктуру: сеть защищённых велополос и обособленных велодорожек, велопереезды на перекрёстках, а также безбарьерную среду, — рассказал активист «Городских проектов» Александр Свалухин.
Урбанисты настаивают, что на велосипедах по подготовленным дорогам можно ездить круглый год. Примеры есть — финский Оулу и российский Альметьевск. Летом к велосипедистам на специальных дорожках смогут присоединяться и люди на самокатах, говорит Свалухин.
Урбанист отмечает, что электросамокатов много на Плотинке, потому что там удобно кататься и есть прокат. Если же проложить сеть велодорожек по всему городу, то на электросамокате можно будет с комфортом кататься по всему городу, а значит, самокатчикам не придется кучковаться на Плотинке.
Мы попросили пресс-службу администрации Екатеринбурга рассказать, как городские власти решают проблему роста популярности электросамокатов.
Нужно ли тратить деньги из бюджета города на велодорожки и велопарковки?
Кстати, администрация Екатеринбурга поощряет движение электросамокатчиков. Мэрия раздала десятки электросамокатов и велосипедов победителям лотереи, которую проводили 1 июля на голосовании по поправкам в Конституцию. Кстати, электросамокаты еще и воруют. Мы рассказывали про коварного похитителя, который смог украсть сразу 9 самокатов из проката. Его подвел единственный просчет: в залог за самокаты он оставил в прокате свои права.