Екатеринбург для велосипедистов, как смертельный квест, — выживают только сильнейшие. Так считают урбанисты, которые из года в год борются за благоустройство и безопасность города. Неудобство инфраструктуры часто становится причиной ДТП с участием велосипедистов. В середине июня возле железнодорожного вокзала ребенок на велосипеде влетел под три машины. Е1.RU вместе с активистами проверили, насколько столица Урала удобна и комфортна для катания.
Тест-драйв улиц и дорожек вызвались провести члены городских сообществ: Иван Чевардин из «Удобного города», Анастасия Суздалова из «Городских проектов Ильи Варламова и Максима Каца» и Алексей Мишарин из «Живых улиц». К ним присоединились обычные горожане, неравнодушные к судьбе велоиндустрии, — Анна Дерябина и Дмитрий Беллавин. Улицы испытали три велосипеда разных типов — два обычных городских и один горный, электросамокат и ролики.
— Я сразу садилась на велосипед как на городской транспорт, альтернативный автобусам и трамваям. На Сибирском тракте, где я живу, иначе никак, — призналась Анастасия Суздалова. — Вместе с пандемией много кто пересел на велосипеды и самокаты, но город не везде радует спокойным катанием.
Первая контрольная точка — недавно установленный пандус около ТЦ «Европа» на Ленина, 25. Однако велосипедисты сразу встретились с проблемой, они не смогли преодолеть резкий угол клумбы, который расположен в паре сантиметров от пандуса, им пришлось замедляться, чтобы не наехать на палисадник.
— Если ехать быстро, можно в этот угол влететь. Когда здесь был обычный бордюр, проблем не возникало. Сейчас здесь пандус, и угол затрудняет движение. Его можно убрать, округлить клумбу, расширив площадь въезда, — отметил Алексей Мишарин на городском велосипеде.
Велодорожки — странная вещь. Вроде удобные, а вроде и нет
Через пару метров нас ждала велодорожка на Ленина, 19, около здания ГУ МВД России по Свердловской области. Местные колесные любители привыкли ее называть «знаменитой», её активно рекламировали к чемпионату мира по футболу 2018 года. Но узкая дорога, которая то и дело обрывается, подходит только для одиночки.
— В 2018 году для неё поставили специальные знаки, обозначая, что это велодорожка, всё по культуре. Но сразу после чемпионата их убрали — посчитали, что это неудобно, к тому же она обрывочна из-за въездов с дворов и перекрестков. Да и решение установить асфальтированную тропу, потеснив пешеходов, — неудачное, — отметил Алексей Мишарин.
За пять минут пребывания на этой дорожке мы заметили несколько случаев, когда люди не могли разминуться и вынуждены были съезжать к пешеходам.
Для чистоты эксперимента мы прошли к другой велодорожке на Ленина, 20а, около бизнес-центра «Корин-центр». Единственное отличие от прошлой аллеи — она не занимает пешеходную часть, а находится поодаль, через аллею с деревьями. Однако и она оказалась узкой для велосипеда.
— Многие дорожки в городе никак не обозначены знаками, в том числе и эти. Из-за отсутствия обозначений люди часто переходят в зону велосипедистов, только потому что там тень от деревьев, — поясняет Иван Чевардин на горном велосипеде.
Как и на первой аллее на Ленина, 18, тут невозможно проехать двум велосипедам. В таких случаях приходится тормозить и заезжать на газон.
«Появляются из ниоткуда и уходят в никуда»
Активисты пожаловались, что в Екатеринбурге многие велодорожки не связаны друг с другом. Иван Чевардин привык это называть «тротуары появляются из ниоткуда и уходят в никуда». Отсутствие единой сети, по мнению активистов, затрудняет катание.
— Екатеринбург — компактный город, здесь комфортные велосипедные расстояния. От окраины до центра 10–15 км — это нормальное велосипедное расстояние. Жаль, что власти и архитекторы улиц этим не пользуются, — посетовала Анастасия Суздалова.
Но не все велодорожки неудачные. Активисты отметили образцовую дорожку на Радищева — Шейнкмана около ЖК «Форум Сити», она появилась совсем недавно. Урбанист и редактор блога «Живые улицы» Владимир Злоказов выделил её преимущества: у нее достаточная ширина, есть буферная зона со стороны парковки и со стороны тротуара, на дорожку практически не выходят пешеходы, а еще есть удобные парковки для велосипедов. Из минусов: она проходит лишь по одному кварталу. Общественники предлагают её продлить от улицы 8 Марта до Московской.
По пути к следующей точке нам встретились высокие бордюры. Только Иван Чевардин спокойно проезжал их на горном велосипеде. А вот Анастасия Суздалова на городском и Анна Дерябина на электросамокате не смогли преодолеть преграду в несколько сантиметров.
Дорога вдоль Исети от Дома Севастьянова до стадиона «Динамо» популярная для езды, но не все велолюбители признают ее удачной.
— Там хоть и есть разграничение на велосипедную и пешеходную части, но люди все равно создают опасные ситуации: одни бегут прямо под колеса, другие врезаются в велосипеды. Расширять территорию для двухколесного транспорта здесь невозможно, — отметила Анастасия Суздалова.
Велопарковки: без слез не поставишь
Многие велопарковки в Екатеринбурге также вызывают массу недовольства. Одну мы протестировали около аллеи на Ленина, 20а, у БЦ «Корин-центр». Красивая конструкция в виде велосипеда имела особенность — в нее не вместилось колесо.
По мнению Алексея Мишарина, парковка в виде велосипеда символична, но с точки зрения функционала — ни о чем.
— Обычно в таких случаях я ставлю велик сбоку — это единственный способ его припарковать. От такой непрактичности пропадает много места, — рассказывала Анастасия Суздалова.
Спустя несколько метров мы наткнулись на еще одну парковку. Колеса велосипеда вместить удалось, но нашлась новая проблема — не вместилась корзинка, которая расположена на переднем колесе.
— В таких случаях я паркуюсь вдоль, ну а что делать!? — возмутилась Анастасия Суздалова.
Пример удобной велопарковки есть около резиденции полпреда президента России УрФО. Конструкция в виде буквы «П» проста в исполнении: она дает зафиксировать велосипед хоть через колесо, хоть через основание у седла, хоть прикрепить одной цепью два транспорта.
Безопасности нет, но вы держитесь
Что касается отдаленных от центра районов, там проблем у любителей велосипедов не меньше.
— В Орджоникидзевском районе есть хорошие места для катания, например весь проспект Космонавтов, от улицы Баумана до улицы Старых Большевиков, а также бульвар Культуры. Но между удаленными районами нет нормальной связи с центром, — посетовал Иван Чевардин. — Мне неудобно ездить на ЖБИ по улице Малышева, на ней нигде нет пандусов и ровной поверхности. А в сторону Уктуса и Химмаша основная проблема — развязка на улице Щербакова и объездной. Там из-за перепада высот установили ступени, а пандусы — нет, приходится ехать по дороге.
По словам Алексея Мишарина, на Проезжей улице почти полностью отсутствует тротуар. Пешеходы и велосипедисты вынуждены двигаться прямо по проезжей части.
— На Сибирском тракте постоянно ездят велолюбители. Дорога почти везде нормальная, но нет безопасных условий: грузовики не всегда держат боковой интервал от окраины шоссе, подростки часто по обочине ездят. Очень не хватает освещения дороги от остановки «Лесопарк» до «Психбольница», — уточнила Анастасия Суздалова.
Велодорожки в Академическом районе неудобные, посетовала наша собеседница. Они заканчиваются бордюром без понижения высоты, к тому же они узкие и неровные. А короткая дорога на «Мегу» требует много сил на преодоление пандусов на развязке через Новомосковский тракт.
Тест-драйв екатеринбургских улиц показал, что запрос на улучшение велосипедной инфраструктуры стоит остро, несмотря на то что город пытается следовать тенденциям времени. Однако активисты в очередной раз убедились, что нововведения могут быть не только неудобными, но и небезопасными.
Надо ли активнее строить велодорожки в Екатеринбурге?
Ранее урбанист Владимир Злоказов объяснял, почему в Екатеринбурге необходимо развивать велоинфаструктуру и как это можно реализовать. Кроме того, активист писал о том, как можно улучшить центральные улицы во время укладки гранитной плитки, чтобы было комфортно всем.