Под Невьянском есть небольшое село Быньги. Именно в нем 13 лет прожил Штефан Земкен, которого прозвали «уральским немцем». На протяжении многих лет он то уезжал в Германию, то возвращался на Урал, где помогал детским домам, пенсионерам, развивал культуру и даже туризм, принимая в своем доме путешественников из Европы.
17 лет назад Штефан Земкен приехал в Россию и влюбился. Он остался жить в уральской глубинке и помогал людям. Несколько лет подряд он привозил слабослышащим людям слуховые аппараты из Германии, боролся за чистую воду в Нижнем Тагиле и провел акцию «Чистая вода — пенсионерам», по которой снабжал пожилых тагильчан питьевой водой. Организовывал благотворительные концерты известных музыкантов и художников, устроил рок-фестиваль на аэродроме Быньги, привозил немецких клоунов в российские детские дома, а совсем недавно проехал «Туром памяти» по городам России, возлагая венки погибшим в ВОВ русским солдатам.
19 июля в возрасте 60 лет он скончался. За пару недель до этого Штефан не без труда уже при закрытых из-за COVID-19 границах вернулся в Россию. По словам его жены Ольги, он доехал на машине до границы Польша — Калининград и перешел ее пешком, а уже потом на самолете прилетел на Урал.
Практически сразу у него начались боли, от которых ничего не помогало, и на вертолете Штефана увезли в областную больницу. Компьютерное исследование показало рак четвертой степени, неделю «уральский немец» пролежал в медикаментозной коме, но выкарабкаться не сумел.
Быньги стали для Штефана Земкена вторым домом. Здесь об «уральском немце» и его доме знают все.
— Едете до белого дома — и направо. Там увидите дом, три окошка и табличку с фамилией на воротах, — показывают нам дорогу местные жители.
Новость о том, что Штефана не стало, уже разлетелась по Быньгам. Многие в нее не поверили.
— Он же недавно из Германии только вернулся. Ольга-то (жена. — Прим. ред.) давно приехала, еще холодно было, а его вот не выпускали. Жалко, — говорит Любовь, местная жительница.
По словам женщины, хоть она и живет в городе, а здесь у нее лишь дача, со Штефаном тоже была знакома. Как и все, кто живет в селе.
— Он многим помогал, к нему часто обращались. Всегда доброжелательный был, — говорит Любовь.
«Они гусей держат, а дом у речки. Вот он плавал, а гуси за ним следом»
Галина Тимофеевна 13 лет прожила по соседству со Штефаном и Ольгой.
— В 2007 году они тут поселились, в апреле, — рассказывает женщина. — Какое-то время ездили по улицам, спрашивали, где купить дом можно, а потом остались. Приняли их неплохо. Ничего странного не было. Ольга-то русская (она была переводчицей и гидом Земкена. — Прим. ред.), да и со Штефаном сразу нашли общий язык. Он сначала хоть и плохо говорил, но понимал нас, и мы его.
— Приезжали люди к ним все время, на постой останавливались (семья принимала туристов из Европы и России, пускала к себе бесплатно пожить в небольших домиках на территории участка. — Прим. ред.), — добавляет Галина Тимофеевна. — Неплохим мужиком он был, общались с ним все хорошо. Правда, коренное население отсюда за 13 лет почти все разъехалось, либо кто-то умер уже. Но Штефана все равно все знали.
— Вот такой мужик был! — говорит Евгений, поднимая большой палец вверх. — Он хоть по-русски и не очень-то говорил, но друг друга мы понимали. И я в школе немецкий учил, от него пару новых фраз узнал.
Когда мы приехали в Быньги, Ольги дома не было. Она сейчас в Екатеринбурге, занимается оформлением документов и подготовкой к прощанию, которое пройдет утром 22 июля в траурном зале при крематории на Сибирском тракте, а прах Штефана после отвезут в Германию.
— Никто не ожидал от живчика такой вот финт. Я просыпаюсь и думаю, что это все страшный сон, — говорит жена Штефана Ольга. — Он прожил несколько жизней. Я хоть и его жена, всегда им восхищалась. Человек был полон идей, он верил во все, что делал. А я в нашей паре была пессимистом и иногда его отговаривала, останавливала.
Вернувшись из Германии, Штефан привез с собой стопку визиток и говорил, что есть идеи, которые он хотел бы воплотить. Будет ли Ольга продолжать дело мужа, она пока не знает.
Сейчас главное для нее — попрощаться, взять урну и уехать в Германию к родителям Штефана. Вместе с ней поедет его сын Ян. Он приземлился в Кольцово как раз в ту минуту, когда не стало Штефана.
— Я встретила его [Яна] в аэропорту и сразу написала врачу, чтобы спросить, что делать. Он был оптимистично настроен, говорил, что мы сможем вывести его из комы. Но, когда уже прилетел Ян, он сказал, что в одиннадцать Штефан умер, — говорит Ольга.
Подробнее об истории Штефана и Ольги читайте в этом материале.
Прочитайте, что рассказывают о Штефане известные жители Екатеринбурга, многие из которых собираются выступить на прощании с ним.