Кто-то боится строгих людей с жезлом, а кто-то, наоборот, — видит в них последнюю надежду. В День Госавтоинспекции мы решили разобраться, что это за люди и как им служится. В результате у нас получились две совершенно разные истории.
Виктория Яранова: «Дали команду стрелять по колесам, но расстояние было слишком большое»
24-летняя Виктория Яранова работает инспектором ДПС отдельного взвода ГИБДД Верхней Пышмы уже четвертый год, с 2017-го. Это первая ее серьезная работа. За это время водители успели привыкнуть к хрупкой девушке, останавливающей их, удивляются только не местные. В зоне ее ответственности — Верхняя Пышма и Среднеуральск.
— В первый раз, когда я останавливала машину, я очень волновалась, как отреагирует водитель, меня трясло, я боялась и переживала о том, что могу сказать что-то не так. А вдруг водитель спросит меня про ПДД или еще что-то, а я ошибусь. Потом, конечно, это прошло.
Я родилась в Башкирии. Мама у меня учитель, а папа пожарный. Училась я в полицейском классе — есть такое профильное обучение в школах республики. У нас была криминалистика, строевое дело, стрельба в тире. Мне всегда нравилось оружие, и я хорошо умею обращаться с ним.
«В десятом классе у меня был рекорд по неполной сборке-разборке автомата — 21 секунда»
Конечно, я мечтала работать в полиции. После окончания полицейского класса я думала, что мне это надоело, пошла в институт по специальности «эколог», проучилась семестр и в итоге все равно перевелась на юриста.
Вообще не ожидала, что окажусь именно в ГИБДД. Планировала, хотела, мечтала и стремилась работать в полиции на оперативной работе, а про ГИБДД даже не думала. Пока я не представляю себя в другом месте и об этом не задумывалась. Бывают мысли пойти куда-то еще, но в то же время понимаю, что без этих интересных будней я уже не могу.
Самым сложным для меня было общение с людьми. Водители все разные. Все зависит от того, как ты подойдешь, как поздороваешься.
«Главное — подойти с хорошим настроением и с улыбкой. Это меняет реакцию человека, люди становятся добрее. Особо никто уже не протестует»
Конфликтные ситуации бывают редко, и в этом случае коллеги страхуют. От напарника многое зависит в нашей службе. Должен быть такой, на которого всегда можно положиться.
Требования устава меня не сильно тяготят. Я стараюсь ярко не краситься — не положено, да и не особо хочется. Ногти длинные не могу себе позволить. И это логично. Перед заступлением на службу мы вооружаемся, а снарядить магазин с длинными ногтями не получится.
Чаще всего внимание инспектора привлекает тонировка, невключенные фары или ситуация, когда человек пытается спрятаться за другой машиной. Интуиция помогает, она приходит с опытом. Как-то едем с напарником и видим — водитель едет весь такой довольный, улыбается. Мы решили его проверить. Когда догнали, оказалось, что человек под наркотиками. А в его автомобиле потом нашли крупную партию наркотических веществ.
Конечно, есть профессиональная деформация. Уже неосознанно отмечаю нарушения ПДД. Вижу, что кто-то превышает, а кто-то не пристегнут. Стараюсь не обращать внимания на мелкие нарушения, когда я пассажир, не отвлекать водителя. К авариям уже привыкла, не гнетет, но первое время были переживания.
Я люблю погони и адреналин. Самая первая моя погоня была 2 мая 2018 года. Мы с напарником ехали в сторону отдела, как вдруг с прилегающей территории вылетела машина, задела бордюр и начала вилять.
«Я посмотрела на водителя — он еле держался в кресле, глаза были закрыты. Мы хотели остановить его, включили маячки. А он сразу дал по газам»
Мы гнались за ним от центра города до Серовского тракта. Машина у него мощная была, думали, не догоним. Кричали, чтобы остановился, но все без толку. Он так и мчался без остановок, пролетая все светофоры на красный. Было очень страшно за людей — что кого-то зацепит. К нам присоединился еще один экипаж, им дали команду стрелять по колесам, но расстояние было слишком велико.
В конце концов гонщик на скорости врезался в металлическое ограждение на трассе, подняв целое облако пыли. Сам жив-здоров, только прав лишился.
«Как правило, пьяные выживают, в отличие от их пассажиров. Они эластичные, мягкие, не напрягаются»
Мы часто помогаем водителям, когда патрулируем и видим, что машина стоит на аварийках. Последний случай — беременной женщине в дороге стало плохо. Позвонить никому не может — нет сети. Она распереживалась еще сильнее, что в ее положении опасно. Мы предложили помощь. Я села за руль автомобиля и довезла ее до города, там ее уже смогли встретить близкие.
Или еще помню случай, когда у водителя на трассе лопнуло колесо — наскочил на яму. Стоял и не знал, что делать. Мы отвезли его с этим колесом до шиномонтажки, где ему его отремонтировали, а потом привезли обратно. Конечно, это много времени заняло, но зато помогли.
Александр Утте: «От меня никто еще не убежал»
31-летний Александр Утте начинал службу в полиции с ГАИ в 2014-м, потом несколько лет проработал участковым, но работа с водителями оказалась больше по сердцу и он вернулся в ГИБДД. Теперь он инспектор специализированного батальона ДПС областной Госавтоинспекции. Выезжает на профилактику особо опасных нарушений ПДД в разные города Среднего Урала.
— Сам я из Тавды. В детстве мечтал стать сотрудником полиции. И это желание не пропало после службы в армии, наоборот, я понял, что служба — это мое. Тяготы не страшат — мне нравится такая жизнь, график, дисциплина. Меня все устраивает. Родители и друзья встретили мой выбор с пониманием, теперь регулярно интересуются нюансами работы.
После службы участковых я стал немного в этом разбираться и к каждому человеку находить свой подход. Абсолютно к любому, неважно, женщина или мужчина. Водители есть вежливые, есть не в настроении, некоторые с ходу начинают права свои озвучивать. Но мы всегда пытаемся сгладить обстановку. Каждому объясняем, для чего мы здесь находимся и для кого несем службу.
«Возможно, пресекая какое-то грубое нарушение, мы спасли чьи-то жизни. Начинаем это объяснять — многие понимают»
Мне ни разу не приходилось применять спецсредства, я всегда находил контакт с людьми. Как ты с ними общаешься, так и они с тобой. Начинаешь объяснять — все осознает. Даже пьяные. С пьяным водителем относительно просто общаться, ты легко найдешь общий язык. Как правило, они осознают то, что наделали.
«Я им всегда говорю — возьми ты такси до магазина доехать, 100 рублей стоит, можно? Да, можно. Все понимают. Но садятся и едут пьяные»
Считаю, лучше пресечь его нарушение своевременно, чем он наедет на пешехода или ребенка. Мы боремся с такими случаями, для этого мы и нужны. Если вижу нетрезвого водителя, неважно, на службе я или нет, — задержу его или сообщу в дежурную часть. Я считаю, что пьяным управлять — преступление. Они не контролируют движение и создают угрозу.
Каждое утро перед службой я встаю и независимо от погодных условий пробегаю десять километров. Считаю, что сотрудник полиции должен быть физически развит. Тем более водители часто бросают автомобиль и убегают, мы их догоняем. У меня такие случаи были. Никто еще не убежал, так что занятие бегом помогает.
Был случай, мы двигались зимой по Режевскому тракту в сторону Екатеринбурга, служебное время уже закончилось. На аварийной сигнализации стоит автобус. Мы остановились спросить, нужна ли помощь. На улице в тот день было около минус тридцати градусов. Видим — люди в автобусе уже замерзли. Мы тогда всех стали рассаживать на попутный транспорт. Сорок два человека. Поначалу люди сразу садились — им было все равно куда, лишь бы до города. Потом остались пассажиры, которые начали выбирать — вот я сюда не поеду, мне на Пионерку не надо, мне надо на Уралмаш. Такое тоже бывает.
Объясняешь им — люди вам помогают, не против вас довезти. Там уже, в городе, на общественном транспорте доедете. Но входили в положение, останавливали водителей и спрашивали, в какой район едет. В итоге всех отправили — никто не остался на морозе. Потом сами дождались подмоги и эвакуировали автобус.
Наш батальон работает по области. Мы приезжаем в небольшие села и города, встаем и проводим профилактику грубых нарушений. Самые загруженные дни всегда пятница и суббота, бывает и по десять нетрезвых водителей оформляем за смену. Тем более когда лето, шашлыки.
Особая тема в деревнях — это местные байкеры. Часто это подростки. Они от наших экипажей сбегают на мотоциклах в леса, поля. Их техника — отечественные «Уралы», «Мински» и «Восходы» — позволяет выполнять такие финты. Пока дорога ровная, мы гонимся на машине, потом приходится бросать автомобиль и бежать так. Это за мотоциклом-то!
«Когда догоняем — оформляем, ну а не смог догнать, сам виноват. Все по-честному»
Сейчас для таких хитрецов у нас появился мотобат.
Хочу поздравить своих коллег с этим замечательным праздником. Пожелать счастья, здоровья, удачи в семье, любви, тепла и уюта. Автомобилистам — не нарушать ПДД и никогда не попадать в аварии.
Благодарим за помощь в подготовке материала УГИБДД по Свердловской области.
Ранее мы рассказывали, как внимательный водитель нашел на свердловской трассе шестилетнего мальчика. Также можно почитать о том, как инспектор ДПС помог довезти младенца в больницу. А еще мы писали о том, как сотрудник ГИБДД Каменска-Уральского спас малыша, запертого в автомобиле.