На протяжении последних двух месяцев в православном мире Свердловской области особо горячо. Речь идет о конфликте между основателем Среднеуральского женского монастыря схиигуменом Сергием (Романовым) и Екатеринбургской епархией. Причиной распри служат видеопроповеди клирика, которые периодически появляются в Сети. В одной из них священнослужитель раскритиковал государство и всех тех, кто закрывают храмы из-за пандемии коронавируса. Схиигумен тогда уверял, что эпидемия в России — это выдумка. После этого его наказали — лишили права проповедовать, а после еще одного видео и вовсе запретили совершать обряды и таинства.
— Я ничего не нарушал. Меня наказали за то, что я сказал правду. Если я кого-то смутил, простите. Я люблю вас больше жизни. Я не страшливый, не боязливый. Хочу говорить, хочу идти за крестом. Мне Господь дал пример на всю жизнь. Я боюсь оставить Христа, — ответил отец Сергий на главное обвинение, однако этому ответу предшествовал ряд событий.
Внутри Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией матери «Спорительницы хлебов» тихо и мирно. Эту фразу повторяет почти каждый паломник, прихожанин и все, кто стоит на стороне отца Сергия. Тишину нарушают три вещи: колокола, которые отсчитывают время, дети, которые живут тут же при обители и гигантская стройка новых корпусов и церкви. Вместе с пожилой монахиней мы приближаемся к местному кладбищу.
— У нас тут в первом ряду трое (монахиня показывает на могилы мужчин). Это самые первые помощники, они и сердцем и душой помогали возводить монастырь отцу Сергию. Сначала сами, а после и всю семью свою вовлекли. А были все неверующие. За ними были еще сестры-монахини, и, несмотря на это женщины, они тоже занимались тяжелыми работами. Сперва был Покровский храм, но он сгорел. Потом «Спорительницу хлебов» возвели, затем другие, и сейчас у нас тут семь храмов. Действующих четыре: Троицкий, Царский, Казанский и «Спорительница хлебов», — объясняет монахиня, которая провела в монастыре уже более трех лет.
Масштаб монастыря и его ухоженность поражают. Почти везде (кроме стройплощадок и огородов) каменные дорожки, выложенные гранитом, декоративные деревья, кустарники и разнотравье. На тропинках ни сорняка. А между тремя храмами — небольшая площадь. С утра там было необычайно оживленно, в монастырь приехала полиция, чтобы проверить информацию о беспорядках. Она, разумеется, подтверждения не нашла.
— Как вы видите, в монастыре все спокойно. Никаких вооруженных людей. У нас тихо и мирно. Паломники могут приходить, — объяснил мне основатель обители, после чего призвал свою паству помолиться за мою душу.
Надо понимать, что журналистов тут не жалуют, с ними крайне редко и неохотно говорят, поэтому после короткого интервью меня вывели к главному входу. Там двое охранников. Один постарше, другой помладше. Объясняют, что обратно нельзя, отец Сергий не благословил на работу репортеров на территории монастыря. Однако сами они, скорее, импровизированная охрана — оба они — местные жители и перекачанных и вооруженных до зубов чоповцев или обожжённых войной ополченцев напоминают мало.
Препирательства с охраной растягиваются на добрых часа четыре. После чего, о чудо (и это действительно исторический момент за всю жизнь отца Сергия, да и нашу, что уж), на все вопросы корреспондентов лично ответит схиигумен. И это можно сделать прямо сейчас. Спешим на площадь между храмов.
Его выход к нам поражает. Он идет впереди сотен людей. За руки клирик держит пару улыбающихся ребятишек. По бокам высятся в небо многометровые сосны. Воздух наполняется многоголосием, который отражается от окружающего леса. Нашу немногочисленную делегацию обтекают и берут в кольца сотни монахов и прихожан.
— Дай Бог, чтобы у вас в семье были мир и радость. Я люблю монастырь и поэтому говорю только так, чтобы вы были счастливы, екатеринбуржцы. Храни вас Господь. И многая и благая лета (благополучное долгожитие. — Прим. ред.). И хочу вам сейчас пожелать этого. А что у нас случилось? Посмотрите! — тут схиигумен окидывает рукой собрание. — У нас тут мирно. Можете поговорить с каждым прихожанином, можете поделиться вопросам. Посмотрите, на этом месте 18 лет не было ничего, к сегодняшнему дню мы собрали 523 человека, — говорит отец Сергий.
Он рассказывает, что в монастыре случилось небольшое недоразумение — обитель покинула настоятельница игуменья Варвара (Крыгина). Клирик приводит в пример притчу с блудным сыном, когда отец, несмотря ни на что, принимает чадо в дом. Так и отец Сергий готов простить свою духовную дочь.
После небольшой пресс-конференции мы перемещаемся в святая святых — в келью схиигумена. Она мало чем отличается от обычных домиков в дачных поселках: пара комнат, обеденный стол, холодильник. Единственное, все стены увешаны иконами, а также портретами Сталина. Спрашиваем, что в этих стенах для священнослужителя самое дорогое сердцу, ответ получает незамедлительно: вера, любовь Бога, любовь к людям, к вам, молитва о мире во всем мире. Спрашиваем насчет портретов Сталина.
— Он отменил развратные действия, отменил мужеложство. За несколько лет накормил семью, дал образование, поднял страну из развалин. [В советском Союзе при Сталине] было бесплатное образование, медицинское обслуживание, накормил всю страну, открыл церкви, восстановил патриаршество. Поэтому хотел бы, чтобы люди подобные… я никого не сужу, мертвые сраму не имут. На страшном суде мы встретимся, и Бог рассудит, кто прав, — заключает отец Сергий и раздал всем журналистам по шоколадке. А некоторым и по две (для редакции, разумеется).
Уже на крыльце задаем вопрос, а откуда же эта тяга к проповедям через интернет? Ведь именно она привела к ситуации противостояния.
— Я не хотел, чтобы вы и ваши дети были в рабстве. Об этом еще режиссер Никита Михалков говорил, он повторил мои слова, вы об этом слышали. Он повторил мои слова, значит, слова отвечают действительности. Значит, находят отклик в сердце. А на проповеди меня благословили греческие святогорцы — старцы Афона. Они благословили выступать публично о вере, в том числе записывать видео, — поясняет клирик.
И все же в воздухе продолжает висеть главный вопрос: действительно ли отец Сергий и его паства не верят в коронавирус. Неужели это и вправду ковид-диссидентство?
Он объясняет, что было бы абсурдом, если санитарные врачи руководили церковью. А в обитель они даже не приезжали. Зачем? Когда тут никто этим не болеет. Здесь, поясняет харизматичный клирик, лечат от рака, а это, наверное, посложнее COVID-19.
— У меня исцелился офицер ФСБ от рака четвертой степени. Сегодня радость у него, и хочу сказать, что у меня с силовыми структурами самые добрые отношения, — уточняет старец. — Да благословит вас Господь Бог на добрые и хорошие дела. Говорите только правду и будете жить с Богом. Он вас встречает солнцем. Посмотрите, сколько светлых лиц вокруг вас.
Монахини и монахи, а также паломники увидели расположение их духовного отца к представителям СМИ и тоже стали общаться с ними. Большинство из них рассказывали про свою любовь к батюшке и о том, какой он замечательный.
— За свою жизнь он был на небо три раза взят. И Господь его сказал: умирать тебе рано, уходить из земной жизни тоже рано, давай иди на землю. Люди ведь ничего не знают, что им дают, они хватают и попадают в зависимость к Антихристу. Ты принимай людей и говори им правду, корми их, если приедут издалека, пусть ночуют, а мы тебе будем помогать и людей дадим, тех, кто будет верой и правдой служить, — сообщила одна из сестер-монахинь.
Прихожанка рассказала, что встретилась с отцом Сергием, когда у нее обнаружили рак, врачи давали печальные прогнозы, но она начала посещать монастырь, и вот уже четвертый год она чувствует себя в порядке. Правда, ходит на химиотерапии, на которые, кстати, благословляет духовный отец, но тем не менее верит в благодать, которая исходит от монастыря и схиигумена.
Однако, несмотря на все чудеса, легкость бытия в монастыре, тишь и благодать, Екатеринбургская епархия все равно сегодня напомнила, что схиигумен Сергий все еще наказан. До очередного заседания — до 26 июня — у него есть время покаяться.
— Будучи запрещенным клириком, он не имеет права совершать богослужения. И Екатеринбургская епархия предупреждает священнослужителей и мирян, которые каким-то образом могут быть вовлечены в совершении этих богослужений, они не являются законными, не являются благодатными и не будут каноничными, что, безусловно, повлечет за собой прещение (дисциплинарное наказание. — Прим. ред.). В любом случае Екатеринбургская епархия желает мирного христианского разрешения этого тяжелого конфликта, этого большого искушения, — подчеркнул протоиерей Максим Миняйло.
В конце апреля Екатеринбургская епархия лишила основателя Среднеуральского женского монастыря схиигумена Сергия права проповедовать. Произошло это после того, как он опубликовал видео с критикой государства в связи с закрытием храмов из-за пандемии коронавируса. Схиигумен уверял, что эпидемия в России — это выдумка, и проклял всех, кто закрывал храмы.
Позже стало известно о другом наказании священнослужителя. После очередного ролика ему запретили возглавлять совершение Божественной литургии и сослужить на ней, принимать исповедь, покидать территорию Иоанно-Богословского мужского скита, делать монашеские постриги и благословлять кого-то их совершение.
За несколько дней до епархиального суда схиигумен Сергий, которого в конце июня также будут судить за фейк-ньюс о том, что коронавирус — это выдумка, записал видеообращение к митрополиту Кириллу, в котором заявил, что не покинет церковь, а выгонять его придется Росгвардии. 15 июня он прибыл на церковный суд над ним. Но, зачитав речь с бумаги, покинул епархию. Определиться с решением судьи не смогли и перенесли заседание на 26 июня.