Один из самых известных православных священнослужителей России диакон Андрей Кураев считает, что в конфликте со схиигуменом Сергием дело может дойти до вооруженного противостояния. По его словам, это произойдет, если переговорщики не сумеют убедить Романова мирно покинуть монастырь.Также Кураев заявил, что Романов ведет себя не так, как подобает монаху.
— Имя Сергия Романова вызывает печальную ассоциацию с именем митрополита Викентия, который ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский, а раньше он был главой Екатеринбургской епархии. Именно он рукоположил Сергия в священники, что было сделано противозаконно, по той причине, что Сергий Романов — убийца, — сказал E1.RU Андрей Кураев. — Такой человек может прийти в монастырь и принять монашество, но он не может принять священный сан. Это беда, стиль Викентия. Он сам человек, который считает себя благочестивым, и потому думает, что он выше правил и канонов. Иногда бюрократ и управленец, типа вашего современного митрополита Кирилла, лучше, чем харизмат, который действует, как захотела левая пятка, и считает, что это голос Божий, — рассказал Кураев.
По словам Кураева, Романов совершенно неправильно понимает суть монашества.
— Монах — это тот, кто объявил себя живым трупом, то есть он «обнуляет» себя в качестве социального лица. Ни имущества, ни мирского имени, ни привилегий. «Ни с кем ни о чем не спорю, разве что о вере». Но никаких земных амбиций у монаха нет, он ни с кем не «бодается». Это монах, а схимник — это человек, который просто говорит: «Я говно, по мне можно ходить, как по половой тряпке».
По идее, схимник даже не должен на службу в храм ходить, а сидеть у себя в келье, молиться. Ему иногда хлебушка туда занесут и всё. У Романова в лице, в интонациях, в глазах и в поведении ничего подобного нет. Он себя чувствует фюрером, который знает, как надо, и готов всех вести за собой. Это совершенно не схимнический путь, — считает диакон.
Известность и влияние Романова не случайны, его методы близки и официальным церковным властям, говорит Кураев.
— Третья вещь, которую стоит заметить, — это то, что при всей его фриковости это не первый фрик, который на наших глазах [получает популярность]. Был протоиерей Всеволод Чаплин, был православный активист Дмитрий Энтео. Это все неслучайные люди. Они появляются, потому что очень близки к мейнстриму церковной жизни и пропаганды, — рассказал диакон. — По большому счету я не вижу значимого различия в призывах Сергия Романова и недавнем освящении патриархом военного храма.
И в том и в другом случае происходит редукция христианства до уровня племенной религии, которая обслуживает интересы государства и армии. У церкви, оказывается, есть земные амбиции, и она решает земные задачи, мобилизует людей в помощь князю земному, а не небесному отцу. В этом смысле различия между Романовым и патриархией — это различия в стилистике, тактические различия, но не более того.
Кураев говорит, что это не помешает патриархии расправиться с Романовым, потому что он призвал к вооруженному восстанию против президента, и после этого церковь получила сигнал из силовых ведомств, что пора принимать меры. Диакон не исключает и силового решения конфликта.
— Сама по себе ситуация, когда какая-то секта становится социально проблемной и эта проблема решается с применением силы, не новая. В 80-х годах в США был случай, когда силы национальной гвардии со стрельбой поставили на место секту после вооруженного захвата здания. Кажется, «Дети бога» она называлась. Главное, что сами церковные каноны устами карфагенских соборов V века четко сказали: если какие-то раскольники захватывают православный храм, епископ обязан обратиться к императору, чтобы тот прислал войска. Думаю, будут какие-то переговорщики, как всегда в работе с террористами, которые захватили заложников. Будут искать людей, которые авторитетны для Романова, чтобы уговорить его по-хорошему. Ну а потом может быть сила. Опять же, какая там [в монастыре] сила? Может быть, просто бабий рой, а может, действительно, есть люди, которые готовы применить оружие. Но это крайне маловероятно, — считает Кураев.
Ранее казаки-общественники объявили о поддержке схиигумена Сергия, а вот официальное казачество открестилось от него. Сегодня в Среднеуральский женский монастырь пришла полиция. Наш корреспондент находится на месте событий, мы рассказываем о ситуации в монастыре в онлайн-трансляции.