Вчера православные христиане праздновали Вербное воскресенье. Мы побывали в трех храмах города, в том числе в храме Вознесения Господня — одном из главных в Екатеринбурге. Сразу после службы мы поговорили с его настоятелем иеромонахом Кириллом (Корытко) о том, как в церквях защищают прихожан от коронавируса, почему священники не носят маски и сколько человек в этом году пришло на Вербное воскресенье в храмы.
— Почему вы сами без маски, в отличие от всех прихожан?
— Ну я же совершаю богослужение. Я не могу это делать в маске, это неудобно. В небогослужебное время я надеваю маску, когда по храму совершаем какие-то действия. У меня только литургия закончилась, поэтому я без нее, вы успели к концу. У нас свои внутренние распорядки.
— Насколько уменьшилось количество людей, которые пришли отпраздновать Вербное воскресенье?
— Людей сегодня практически не было. Очень мало. Они тянутся по несколько человек в течение дня, это нормальная практика, когда приходят просто освятить вербочку. Но людей намного меньше, чем бывает обычно.
— Как изменилась ваша работа? Стало больше прихожан, которые обращаются, потому что испытывают тревогу из-за ситуации в стране и в мире?
— С такими вопросами обращаются, действительно, потому что люди переживают, люди напуганы. И этот страх — он не совсем правильный.
«Люди порой наполнены каким-то животным страхом и даже забывают какие-то человеческие разумные рамки»
Есть случай — мне рассказывали, — когда даже внутри семьи люди боятся общаться друг с другом. Настолько соблюдают правила гигиены, что каждый кушает персональной ложкой. И стараются даже друг с другом не общаться, чтобы не подвергнуть опасности. Это, скорее всего, даже может быть связано не со страхом заразиться, а со страхом быть источником какого-то вируса. Человек может не знать, что является носителем и способен кого-то заразить.
— В епархии изначально говорили, что освящение вербных веточек будет проходить на улице. Но и здесь, и в Академическом освящение проходит в храме.
— У нас не было столько прихожан — они дистанцию могут соблюдать и в храме. Если вы видели, на улице есть специальная разметка. Если бы пришло столько людей, как бывает обычно на Вербное воскресенье, мы бы перенесли на улицу. Наш владыка, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл дал эти указания для всех священников нашей митрополии. Они централизованные, все их исполняют по мере необходимости.
— Какие именно меры приняты в вашем храме?
— Одноразовые маски на входе, дезинфекция, антисептики для рук. Лампы кварцевые, рециркуляторы — их несколько по храму стоит. Регулярно протирают, полы моют. Самое главное — что каждый человек, входящий в храм, либо приходит со своей маской, либо может взять нашу. Если есть возможность соблюдать социальную дистанцию внутри храма, то выходить из него нет необходимости. Для этого вот на эти точечки люди встают. Средства защиты, которые есть в храмах, позволяют человеку спокойно сюда ходить. С верой в Бога в первую очередь. Помощь Божья — она чувствуется. И люди, когда приходят в храм, не боятся.
— Через неделю главный христианский праздник — Пасха. Как будет происходить богослужение, что-то изменится?
— Мы служим как служили. Исполняем предписания. Есть особые предписания относительно богослужения, например — как будет проходить освящение пасхальной снеди в Великую субботу. Чтобы люди на службе соблюдали социальную дистанцию, чтобы все обрабатывали.
— А как сами прихожане реагируют на новые правила поведения в храмах?
— Я не видел ни одного человека, кто бы отказался их соблюдать. Например, пришел в храм и сказал: «Нет, ни в коем разе я не буду этого делать». Многие же сейчас пытаются представить верующих как неких безответственных людей, которые верят в Бога и на это уповают, идут в храм, а все остальное кажется каким-то ненужным. На самом деле нет. Эти люди — такие же люди, они эти предписания выполняют.
«Если есть возможность надеть маску, продезинфицировать руки, человек всегда это сделает»
И мы это делаем на протяжении уже почти месяца. Ни одного случая отказа не было. Человек может войти в храм и не заметить дозатор, наши сотрудники подскажут. Мы не выгоним человека из храма, но попросим надеть маску.
— Вы слышали о том, что в Москве коронавирус обнаружили у восьми священнослужителей из шести разных храмов? Сами не боитесь заразиться?
— Мельком читал, но подробностей не знаю. Я не боюсь сам заразиться, потому что принимаю все положенные меры, которые есть. Протираю руки, пью витаминки. И верующие, самое главное, тоже их принимают.
— Но вы без маски.
— Если у меня весь храм в масках, зачем она мне нужна? И если священник будет в маске во время службы, это не совсем правильно. Да и неудобно. А так, конечно, ношу.
На Вербное воскресенье мы побывали в трех храмах Екатеринбурга. И далеко не везде помнили о пандемии коронавируса. Даже губернатор Евгений Куйвашев отругал людей, пришедших в храм.