Если бытовая техника своё отслужила, её ждёт одна дорога — на свалку. Так рассуждают екатеринбуржцы, когда холодильники, компьютеры, прочая электроника и офисная техника выходят из строя. На самом деле не все так просто. Во-первых, оставить электронику в мусорном баке чревато последствиями для кошелька и экологии. Во-вторых, судьба техники не обязана так заканчиваться — даже после фатальной поломки она еще может принести пользу.
Почему нельзя просто выбросить старую технику?
В любой технике содержится целый букет химических элементов, например, свинец, ртуть. При разложении они загрязняют окружающую среду. Если оставить старый холодильник на мусорной площадке, отследить его дальнейшую судьбу проблематично. Есть риск, что его просто похоронят на полигоне.
По закону бытовая техника и электроника подлежат обязательной утилизации. А несоблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды может грозить крупными штрафами: для физических лиц до 3000 рублей, для юридических — более 250 000 рублей.
Кто занимается утилизацией?
Электронику нужно передавать профессиональным утилизаторам — они извлекут все полезные фракции и отправят их на вторичную переработку.
По открытым данным, в Екатеринбурге услуги по вывозу техники оказывают более 40 компаний. Предлагают бесплатно вывезти старую технику, а иногда даже обещают заплатить за нее. Проблема в том, что многие занимаются этим нелегально и ради наживы: вытаскивают из техники цветной металл, а всё остальное могут бросить в лесу. Даже обещание заплатить окажется фейком.
Если с физических лиц спрос небольшой, то для юридических работа с нелегалами — серьёзный риск. По закону любое предприятие должно отчитываться о своих отходах. Раньше компании просто сдавали технику на лом. Но сейчас Росприроднадзор может потребовать отчет об утилизации техники. И акт о сдаче ее на металлолом контролирующие органы не устроит. Ведь изначально на балансе была техника. Итог — крупный штраф.
Сейчас эта схема только отрабатывается. Но эксперты считают, что в будущем будет налажен обмен информацией между всеми контролирующими органами и отследить нелегальную утилизацию будет очень легко.
Поэтому нужно выбирать переработчика с официальной организационно-правовой формой и соответствующей лицензией.
Что происходит с техникой дальше?
Посмотреть, как старая техника получает вторую жизнь, можно на примере компании «СБВ утилизация». Организация работает в сфере уже 10 лет, начинали с вывоза сломанных холодильников. Сегодня ее основные клиенты — юрлица: «СБВ утилизация» одни из немногих специализируются на утилизации электроники и транспорта.
Каждый месяц на склад привозят более тысячи единиц бытовой техники, банковского и медицинского оборудования, станков и оргтехники. У «СБВ» есть все необходимые лицензии: на сбор и утилизацию отходов, на работу с ломом цветных и черных металлов и источниками ионизирующего излучения (рентген аппаратами).
— Из общего поступающего на переработку объёма многокомпонентной техники и оборудования мы извлекаем 90% вторичного сырья и лишь 10% отправляем на полигон. Мы показываем своим заказчикам все акты утилизации и наши контракты с конечными потребителями сырья. Схема максимально прозрачна. Чтобы в случае проверки можно было представить все документы, — рассказывает Александр Борисихин, директор ООО «СБВ утилизация».
На складе компании может храниться до 2000 кубометров отходов. Работают квалифицированные, обученные специалисты. Основная задача — оперативно разбирать поступившую технику. Так, на стиральную машинку у опытного мастера уходит минут 10 — и вот на земле лежат только составные части.
Лом черных металлов отсюда отправится на ТМК «Северский трубный завод», цветной лом — уральским предприятиям. Пластик тут же дробят и увозят к переработчику для производства гранул. В дальнейшем из них будут делать горшки, палеты для рассады и еще десяток других товаров. Электронный лом пойдет на аффинажные предприятия.
— Все перемещения отходов и сырья происходят под контролем нашего эколога. Таким образом, старая техника получает вторую жизнь, а не лежит где-то и не загрязняет почву и воздух, — комментирует Александр Борисихин.
Как избавиться от старой техники правильно?
Утилизировать бытовую технику несложно — физическому лицу достаточно заказать бесплатный вывоз. Хотя в «СБВ» признаются, сегодня эта услуга — благотворительность. Компания редко получает прибыль (расходы превышают стоимость содержащегося вторсырья). Но за технику, которую можно восстановить, действительно готовы доплатить — ее продадут на ремонт компании-партнеру, остальное утилизируют.
Юрлицам сложнее. Чтобы списать технику, нужна техэкспертиза: самостоятельная или от стороннего специалиста. Он выдает заключение о нецелесообразности ремонта. Далее нужно получить паспорт с присвоенным кодом ФККО (федерального каталога классификации отходов). И только после этого передать технику утилизатору, у которого есть лицензия на работу с этим типом отходов. А предприятие-переработчик выдает акт об утилизации.
Есть вариант и проще — передать оборудование как б/у, а компания-утилизатор сделает все самостоятельно. Конечно, если это ответственная компания.
— Среди наших клиентов пока преимущественно муниципальные или федеральные компании, например, РЖД и крупные банки. Многие частные компании до сих пор не знают о требованиях закона, для кого-то это слишком сложно. Но наши специалисты могут помочь на любом этапе утилизации: провести техэкспертизу, помочь с паспортизацией, а после забрать технику, — уточняет Александр Борисихин.
Ежегодно в России образуется порядка 1,3 млн тонн электронного «мусора». И лишь 20% возвращается в виде вторичных ресурсов в оборот, через прозрачные схемы. Судьба остальных 80% неизвестна. В УрФО образуется около 109 500 тонн. Лицензированный утилизатор «СБВ» за прошлый год официально переработал 517 тонн техники. Компания стремится увеличивать сбор и наращивать объёмы производства в Уральском федеральном округе — тогда можно будет с уверенностью сказать, что вся старая техника оказалась в правильном месте, а природа не пострадала.
— Наша компания призывает всех граждан подходить осознанно к своим отходам производства и потребления, задуматься над тем, чем мы будем завтра дышать, какую воду пить и с какой земли есть, — подводит итог Александр Борисихин.