В Екатеринбурге начали сносить двухэтажные дома на улице Авангардной — там строят новый жилой комплекс. Местные жители рассказывают, что старые здания расселяют, а после этого они начинают гореть. После нескольких пожаров их сносят. Последний пожар произошел ночью 26 февраля.
Общественник Дмитрий Москвин написал колонку об этих домах и уничтожении соцгорода Уралмаш, последнего полностью сохранившегося микрорайона Екатеринбурга. И о том, чем малоэтажная застройка лучше серых однотипных многоэтажек.
Всё, начали убивать дома на улице Авангардной на Уралмаше. Кто ходил со мной на экскурсии, знает, почему они были интересны и что можно было бы сделать в этом месте. Кто успел сходить — молодцы, вам повезло. Помню, какой восторг эта улица вызвала у эксперта ЮНЕСКО и его супруги, исследовательницы из института Баухаус. Как удивлялись бесхозяйственному отношению профессора и студенты из Нью-Йорка, приехавшие посмотреть советское наследие. Всегда расспрашивают гости из других городов — что, как, почему?
Теперь можно официально считать, что началось уничтожение соцгорода Уралмаш — последнего сохранившегося микрорайона города. Уничтожение идет с двух сторон — улиц Кировградской и XXII Партсъезда. Снесены больница в медгородке, кинотеатр «Темп», в руинах 115-я школа. Полностью утрачена застройка и этажность трех кварталов улицы Кировградской. Ковш, как мы знаем из неутвержденного проекта Генплана до 2035 года, занесен над улицей Ильича. Стоят пустыми четыре из семи зданий на площади Первой Пятилетки.
Речь не о том, чтобы принуждать людей жить в этих домах, а о самой возможности найти альтернативы. Много наивных, кто берет ипотеку, чтобы жить в 35-этажном бараке, где круглосуточно слышны все 1,5 тысячи соседей и дышать приходится самыми дешевыми и некачественными (в некоторых случаях опасными для здоровья) материалами. Зачем? Потому что «все побежали, и я побежал»? Потому что дешевое?
«За те же деньги могут построить лучше, качественнее и интереснее, но не хотят. Нужно же быстро срубить баблишка и по максимуму»
Дешевое и некачественное жилье в современной России — это типовые многоэтажки. Ради которых не только историю города гробят, но и саму возможность в перспективе нескольких десятков лет что-то изменить к лучшему в городе. Нет на улице Кировградской парковок для сотен машин новозаселенцев и не будет. Нет чистого воздуха, и неоткуда ему будет взяться. Нет приличного вида из окна, и не появится. Не в компьютерном симуляторе живем. Очнитесь уже.
Малоэтажная застройка соцгорода — это комфортно, экологично, соразмерно человеку. Это возможность иметь свой двор. Это зелень прямо за окном: сколько уже исследований проведено, объясняющих, как это важно для самочувствия и здоровья. Деревянные дома, если у них есть хозяин, — еще и модное место, как сейчас и происходит в разных городах Европы и нескольких в России. Поразительно, что эти простейшие и банальные вещи приходится объяснять. Причем людям, у которых сады, дачи и деревенские дома в выходные дни.
Жаль Екатеринбург. Разрушение Уралмаша — путь в никуда. То немногое, чем горожане могли бы гордиться и что могло бы расти в цене (кому бабло важнее смыслов), невозвратимо. Морок 2010-х однажды пройдет. Мы все окажемся перед необходимостью приспосабливать всю эту сарайную многоэтажность. Только разрушенное не вернуть.
Согласны с автором?
В январе, когда сносили конструктивистское здание на Нагорной, 12, общественник рассказал Е1.RU, какие еще старые здания в Екатеринбурге могут «втихую» снести в ближайшее время.