Султан Хабибрахманов — известный в городе байкер, первый, кто показал екатеринбуржцам, что на мотоцикле можно ездить стоя. Большую часть своей жизни Султан гоняет на мотоциклах (и не только), а теперь ещё и зарабатывает тем, что чинит их.
Любовь к мотоциклам, как оказалось, дело семейное. Отец Султана Ринат тоже всю жизнь ездит на байках. В сентябре Ринату будет 60 лет, и почти 40 из них он провёл в поисках своего идеала — «Явы-360» 70-х годов, такой, какая у него когда-то была. Мечту отца исполнил сын.
Султан рассказал, как нашёл мотоцикл, сколько он стоил и в каком состоянии сейчас.
— Расскажи, как «Ява» вообще появилась у твоего отца?
— Мой отец, когда ему было лет 17–18, мечтал о мотоцикле. У него были всякие «Мински» и «Восходы», но для любого парня тогда «Ява» была прямо культом. Это как символ целой эпохи.
И в конечном итоге он купил себе новую «Яву». Немного другого цвета, чем эта, но в целом всё то же самое. Откатал на ней какое-то время и ушёл в армию, а пока его не было, мотоцикл его мама продала.
— Сколько его не было?
— В армии он был три или четыре года, пошёл туда уже офицером, после военной кафедры. Вернулся — мотоцикла нет. Человек, который его купил, разбился. То есть по факту мотоцикла нет. И с тех времен мой отец все мечтал о нем, почти 40 лет.
Он женился, родились мы с братом, у него был какой-то «Минск» вроде, но он на нем принципиально не ездил, потому что душа и сердце его принадлежали «Яве». Вообще за всю жизнь у него было около 8–10 мотоциклов.
— Вы вместе искали мотоцикл?
— До момента покупки года два-три я искал подобный вариант. Смотрел даже объявления, когда продавались два мотоцикла: у одного есть ходовая, например, у второго двигатель, одни документы, и попробуй всё это в одно сведи. Причём ценник, естественно, космический.
Отец у меня также искал. Я регулярно приезжал к нему домой и в истории браузера видел, что он по всей России смотрит объявления. У человека душа-то горит этим.
— Прошло ведь столько времени. Он не хотел мотоцикл новее и мощнее?
— Есть модель Kawasaki 650 — это практически точная копия этого мотоцикла. Я ему говорил: «Давай я тебе куплю нормальный мотоцикл, современного "японца", он просто будет выглядеть как "Ява"». А он отвечал: «Ты либо "Яву" найди мне (он никогда не говорил "купи"), а я дальше уже разберусь, либо не лезь со своими советами».
— Как и когда в итоге нашлась та самая «Ява»?
— В 2017 или 2018 году через ретроклуб мне ребята подсказали, что в Дегтярске есть мужик-дальнобойщик, который в свободное время собирает ретромотоциклы и восстанавливает их в идеал, какими они и должны быть. У него это была первая «Ява», которую он собрал. Он ее нашел в какой-то из деревень рядом то ли с Калининградом, то ли с Питером. Собирал он её где-то полгода.
Была суббота, я взял с собой прицеп и поехал. Он её запустил, и я думаю: «Вариантов нет, надо брать». Она была с документами, всё, как надо. Подписали документы, забрал, прикатил, накрыл чехольчиком.
— Сколько она стоила?
— Почти 90 тысяч рублей за мотоцикл 70-х годов. Мой первый мотоцикл стоил дешевле.
— За ретромотоцикл 90 тысяч — это много?
— В среднем состоянии такие «Явы» стоят от 50 тысяч рублей, есть в России варианты на Avito и за 500 тысяч рублей. Есть варианты с коляской Velorex, но ее найти живую сейчас практически невозможно.
— Как ты его дарил?
— Приезжаю в Екатеринбург, звоню отцу сразу же, говорю: «Слушай, у меня тут проблемы с электрикой в сервисе». Он посмотрел, сказал, что всё нормально, и увидел мотоцикл. Снимает чехол, смотрит, и я понимаю, что в голове у него мысль: «Это то, что я искал». Но ведь он, мне кажется, на тот момент даже не предполагал, что я могу найти мотоцикл, купить и он будет ездить на нём. Мечта его осуществилась.
Он запустил её, погонял здесь, потом увёз к себе в гараж и прям ездил на ней года два. Я ему шлем купил, перчатки, даже бензин я покупал, потому что мотоциклы 72–73-го года только на 76-м бензине ездят, а у нас пять заправок в городе, где его можно купить.
— Сейчас мотоцикл всё ещё на ходу?
— За два года подызносились все узлы, поэтому решили взяться и полностью доработать мотоцикл. Нас понесло. Запчастей вышло на полстоимости мотоцикла, и две недели работы всего коллектива сервиса — вокруг него только.
Здесь сейчас современное электронное зажигание, все приборы на 12 вольт, хотя было на 6, мотор сделали, все расходники, все фильтры, все резинки поменяли. Сейчас это мотоцикл, на котором реально можно безопасно ездить. Отец после ремонта когда прокатился, сказал, что разница есть.
Он сейчас после работы приезжает, катается здесь, но я ему сказал, что до весны мотоцикл будет у меня стоять, потому что мне просто приятно на него смотреть, а у отца к тому же и гараж холодный.
— То есть он теперь стал мощнее оригинальной «Явы»?
— Нужно было сделать его более современным. Потому что продолжать ездить на мотоцикле тех канонов, когда тормозов особо нету, светотехника шесть вольт — то есть, грубо говоря, лампочка, при включенном освещении днем ты не видишь, что она горит. А это же небезопасно.
«Теперь это как волк в овечьей шкуре — снаружи прям ретро-ретро, а внутри уже более современная начинка»
— А то, что у него зеркало только с одной стороны, — это ведь тоже небезопасно.
— Тут больше стиль. Если посмотреть, на старых «Жигулях» тоже только левое зеркало. Потому что раньше считалось, что у нас проспектов не будет никогда и справа тебя никто никогда не будет обгонять. Да и у мотоциклов зеркала это по большей части бутафория. Боковое зрение лучше всего спасает.
— А сам ездил на этой «Яве» по городу?
— Один раз ездил в тусовку. У меня вообще мотоциклы и то, как мы на них ездим, очень своеобразные и привлекают внимание, но я не получал столько внимания на них, сколько на ней, хотя я просто ехал.
Молодое поколение просто примерно знает, что это, и для них это как какой-нибудь «Урал», а вот у взрослых мужиков, когда я приехал на тусовку, рты пооткрывались.
— На нём можно делать такие же трюки, как ты делаешь на своих?
— Мне отец рассказывал, что они его и на «козла» ставили (на заднее колесо. — Прим. ред.), так ездили. Но я ему сказал: «Давай на этом мотоцикле мы этого делать не будем. Он сделан для того, чтобы просто ездить, кайфовать и вспоминать молодость». Отец и спидометр на нем клал, максимум разгоняется «Ява» до 140 км/ч, для старенького мотоцикла это очень неплохо. А родной пробег у него — шесть тысяч километров.
И бонус — подборка кадров ретромотоцикла, который выглядит так, будто только с завода.
Большое интервью с Султаном о жизни байкера читайте здесь. А в 2016 году в Екатеринбурге сняли документальный фильм про уральских байкеров.