В Березовском в небольшом помещении размером 5 x 6 метров вот уже 10 лет работает мужчина с крайне необычным хобби. Пока остальные собирают пазлы, ездят на охоту, смотрят футбол, Сергей Крупнов всё это время строит самолет. Маленький, двухместный, но свой. Уже очень скоро уралец закончит работу над самым большим проектом в жизни. Как ни странно, делает он это не для того, чтобы потом летать, цель другая.
— Идея построить самолет мне пришла еще в детстве, такие дерзкие замашки были. Я давно увлекался моделизмом, а когда предложили работать здесь, принял решение начать проект. Может быть, и зря я решил делать эту конструкцию, но мне просто было интересно создать её самому. Совершать ошибки, переделывать, — рассказывает Сергей.
Самолет уралец фактически строит «из того, что было»: двигатель в нем, например, от машины Subaru, датчики — от «Волги», а колеса — вертолетные. Большую часть деталей он сделал сам, своими руками. Исключением стали те, которые смастерить либо невозможно, либо очень трудно. Например, лопасти. Причем конструктор даже не может сказать, сколько денег было потрачено на самолет. Вначале пытался вести счет, а потом бросил. В детстве Сергей мечтал стать профессиональным пилотом, но подвело здоровье, мечту пришлось оставить. Но интерес к моделированию никуда не уходил.
— В этом центре я работаю педагогом дополнительного образования. Здесь обучаю детей моделированию, хотя интерес к этому у них уже пропадает. Не только к авиамоделизму, но вообще к техническим вещам, как это ни страшно. Больше компьютеры интересуют, какие-то игры. Нет сейчас тех Королевых, Туполевых, которые начинали всё с чистого листа без интернета, без подсказок. Им самим приходилось думать, поэтому и рождались те гениальные вещи, которые все мы сейчас используем, — считает Крупнов.
В итоге над своим самолетом он работает один, без помощи детей и государства. Еще одна проблема — необходимость регистрировать каждую, даже небольшую модель самолета, если она весит больше 250 граммов и вы хотите хотя бы ненадолго запустить её в воздух. Но где и как эта регистрация делается, никто не понимает. Закон есть, но как исполнять его — неизвестно. Спустя 10 лет Сергей готов дорабатывать последние мелочи и выкатывать самолет на улицу. Он, кстати, не считает, что работа над проектом как-то затянулась.
— Во-первых, если бы я делал самолет где-то в гараже, где можно было бы спокойно красить, варить без ограничений, было бы быстрее. Но это детское учреждение, у меня есть определенные рамки. Во-вторых, я делаю его не по чертежам, где ты просто ляпаешь и ляпаешь. Я сам думаю, как лучше сделать. Иногда делаешь, смотришь — нет, не нравится. Начинаешь переделывать. Ну и не создаются быстро самолеты, люди целыми коллективами их делают и не могут закончить по 10 лет.
Глядя на размер самолета, трудно поверить, что его собираются выкатывать на улицу через окно: для этого придется снять стеклопакет. Немного разберут самолет, и он спокойно пролезет сквозь отверстие меньше двух метров в ширину.
Сергей признается, что за 10 лет бывали случаи, когда хотелось всё бросить, но длилось это не больше пары месяцев. Когда чувствовал, что не идет, просто останавливал работу. Последние штрихи скоро будут закончены, летом самолет выкатят из помещения, дальше — первый полет. Но, что делать, когда самолет будет закончен, он не знает и боится пока даже представить.
— Как сказал мне один знакомый, сделать — это не самое сложное. Сложнее его потом содержать. Наверное, уже зарегистрировать его станет проблемой, получить летное удостоверение. Даже думать пока об этом страшно. Это будет просто законченный проект. Мне как-то больше нравится делать, а не эксплуатировать.
Кстати, садиться за штурвал собственного самолета Сергей первое время точно не собирается, доверит это профессионалу. Главное — это процесс создания, а дальше будет что-то новое. Он допускает, что самолет вообще не полетит. Вероятность хоть и маленькая, но есть.
— Сергей, а зачем вы это делаете? В чем конечная цель?
— А чем заниматься? Чем-то же надо в жизни. На своем опыте могу сказать: бывали моменты, что я выпивал раньше. А сейчас мне это как-то не нужно, самолет заменил мне алкоголь. И много таких примеров знаю, когда занятие авиамоделизмом заменяло вредные привычки. Мне кажется, это не так смертельно, как тот же алкоголь. Не знаю. Нет особой цели. Просто для того, чтобы иметь самолет? Нет, наверное. Мне хотелось понять, смогу ли я сделать самолет. Скорее всего, смогу.
Мы и раньше рассказывали о людях с очень необычными увлечениями. Почитайте историю екатеринбурженки, которая разводит дома рептилий и огромных тараканов. Другой мужчина, совсем недавно работавший на заводе, теперь делает девушкам маникюр. Некоторые уральцы увлекаются спелеологией и празднуют день рождения под землей. Почитайте нашу подборку интересных хобби, которыми вы можете увлечься прямо сейчас, — от рисования до серфинга.