Драматург из Екатеринбурга Иван Андреев побывал в Казани, которая очень сильно его впечатлила. Настолько, что он написал большую заметку, в которой сравнил ощущения от Казани и от Екатеринбурга — и в этом сравнении наш город, мягко говоря, проиграл. Публикуем текст без изменений с разрешения автора.
На обратном пути, засыпая на верхней полке-боковушке, я поддался депрессивным мыслям. Я думал о том, что мне уже без тридцати шестьдесят, я думал о творческих неудачах, о смерти и о возвращении в Екатеринбург. Последняя мысль была самой грустной. Екатеринбург — это контрастный город. Контрастный по отношению к Казани. Эти два города как добро и зло, белое и черное, позитивное и депрессивное, чистое и грязное. Я захотел загуглить, можно ли сменить национальность, но поезд полз вне зоны доступа чего-либо. Засыпая, я обычно стараюсь думать о чем-то приятном. В этот раз, отгоняя мысли о Екатеринбурге и смерти, я прокручивал в голове приятные воспоминания о проведенных в Казани выходных.
Если загуглить «лучший город России для жизни», на первом месте во всех списках стоит Казань. Но к спискам в интернете у меня особого доверия нет, ведь, к примеру, в списке «лучшие места в Екатеринбурге» на втором месте стоит памятник клавиатуре. В случае с Казанью, как оказалось, есть основания верить в странные списки-рейтинги.
Поезд из Екатеринбурга в Казань ехал неохотно, вагон скрипел и болтался из стороны в сторону, противился движению вперед. К пяти утра я уже переслушал всю скачанную музыку, но сон взял свое только после попытки дочитать с фонариком третью книгу «Властелин колец». Через четыре часа поезд прибыл.
Невыспавшиеся, мы с женой вышли на привокзальную площадь Казани. Удивился, что здесь не мерзко. Почему-то никто не пытается продать золото, телефон или услуги, как это обычно происходит на привычном мне ж/д-вокзале. Нет решеток, заборов, овчарок. Как будто цивилизованный гостеприимный город.
Заходим в столовую здесь же. Еда выглядит съедобной, ценник непонятный. Солянка — 40 рублей.
— Это цена за десять граммов или как? — спрашиваю у жены, которая уже была в Казани.
— За порцию, — говорит.
«В екатеринбургских столовых за 40 рублей можно купить два кусочка хлеба и кипяток. Здесь же налили настоящую тарелку супа».
В смысле, не вот эту кофейную чашку, которая в ебургских «дешевых» общепитах играет роль тарелки, а настоящую тарелку — большую и глубокую. Что по качеству еды? Можно сказать, что даже вкусно.
В отель не спешим, нас там еще не ждут. Идем старинной улицей по узкому тротуару. Ощутимо легче дышится, в сравнении с Ёбургом. Не свежесть зимнего леса, конечно, но и не хочется выплюнуть легкие. На улочке, по которой мы идем, чередуются современные и старинные здания. Но это не архитектурный коллапс, а вполне гармоничный ансамбль, все современные здания стилистически и по цветовой гамме подогнаны к старинным.
«Сложилось даже впечатление, что главный архитектор Казани — настоящий житель самого города, он реально здесь живет и ему не наплевать».
А может, в этом городе запрещена коррупция, не знаю. Может ведь и так, что у здешних бизнесменов просто есть вкус, а не только амбиции и желание помериться, чья башня длиннее.
Очень скоро выходим к Казанскому кремлю. За белыми десятиметровыми стенами видны купола с крестами и минареты с полумесяцами. И вот уж где мерились башнями аж с десятого века. Экскурсию заказывать не стали, просто прогулялись между храмов и мечетей. Зашли в мечеть. Увидели в стене уводящую вверх узкую лестницу. Долго поднимались, толкаясь с другими туристами. Поднялись. Стало неловко. Даже немного стыдно. Лестница вела на балкончик, с которого туристы наблюдают, как тихо, на коленях, молятся верующие. Это ведь не только музей, но и действующая мечеть. Тихонько, будто случайно подглядели за чем-то интимным, попятились назад. Мы так и не поняли, зачем пускать туристов на этот балкончик.
Зашли и в православный храм. Здесь, естественно, выставлен гроб с останками святого. В сравнении с декором мечети — дорого-богато. Страдания и муки в позолоченных оправах. С архитектурной точки зрения — величественно и темно.
Жаль, что не взяли экскурсию, хочется информации. Еще вернемся, решили. В сувенирных лавках увидел замечательную, очень красивую, роскошную тюбетейку. Захотел купить в подарок хорошему человеку. Продавец отпугнул ценником, я решил, еще вернусь или найду такую же где-нибудь не в Кремле.
До отеля взяли такси. 70 рублей. Не 170, а 70. Это в два с половиной раза меньше, чем 170.
«Это как вдвоем прокатиться в екатеринбургском метро. Но это такси в Казани. Я в последний раз такие цены на такси видел в 2010-м. В Стерлитамаке».
Отель наш на берегу реки Булак. Бросили вещи в номере, продолжаем прогулку по набережной. Не то чтобы прям набережная, просто узкий тротуарчик вдоль реки. Но всё как-то облагорожено, украшено огоньками, арками. Улицы чистые, убранные. Такое ощущение, что местным муниципальным властям в какой-то степени даже не совсем наплевать на горожан и туристов. Необычное чувство. Правда, водители здесь не дают расслабиться. Они все как один уверены в том, что ты в любом случае успеешь перейти дорогу, остановят они машину или нет. Нужно привыкнуть к тому, что пешеход здесь второстепенный персонаж, и никто ему не уступит, пока он не осмелится взять ситуацию в свои руки.
Мы доходим до широченной пешеходной улицы Баумана. И вот уж где удивление: оказывается, на пешеходной улице вместо орущей рекламы может играть приятная тихая музыка, не обязательно на каждом здании лепить рекламные баннеры, по прогулочной улице действительно можно гулять, а не толкаться, протискиваясь в бегущей толпе. Это действительно широкая улица, середина которой не заставлена сомнительным ансамблем из чугунных урн и скамеек. Это просто пешеходная улица со скульптурами, старинными зданиями, сувенирными лавками. Здесь действительно хочется неспешно гулять, глядя по сторонам, а не бежать, лишь бы скорее добраться до нужного места, пока тебя не затоптали. Здесь возможно просто идти и разговаривать, а не перекрикивать рекламные объявления, уворачиваясь от аниматоров с листовками. И такое возможно. Приятно.
Приятно и то, что центр Казани не заставлен высотками. Есть, конечно, бизнес-центры, но их архитектура не ассоциируется со стаканом из «Галамарта». Всё как-то стильно и гармонично. Еще одна пешеходная улица — как музей архитектуры, цветные домики похожи на декорации к старым русским сказкам.
Современная же Казань, где есть и стеклянные высотки, находится на другом берегу Волги. Там же, где главная елка, кем-то там признанная лучшей в Европе.
Красиво, да, спору нет. Не думал, что огоньки могут так впечатлить меня. Наверное, это еще на фоне общего восторга от города. Мы оставили исторический экскурс на потом. Пусть в этот раз будут только общие впечатления, без контекста. Обязательно нужно вернуться сюда летом или осенью, посмотреть на Волгу с этой замечательной набережной, походить по местным паркам, коих в достатке. Вообще-то, хорошо бы вернуться сюда и остаться жить.
«Пока это самый приятный город из всех, где я побывал».
Легко дышится, нет суеты, как в других мегаполисах, чистые улицы, красивая архитектура, низкие цены, вкусная еда. Не везде, конечно, но в основном еда здесь вкусная.
Эта поездка оказалась очень эмоциональной, о Казани могу пока говорить только, вставляя в каждом предложении «очень», «классно», «круто», «супер». Два дня мы только и делали, что гуляли по улицам, минуя музеи.
«И гуляли бы еще, потому что погулять с удовольствием в Екатеринбурге очень трудно. Особенно если нет респиратора и стальных нервов».
На третий день посетили музей, после — отправились на вокзал. Пока ждали поезд, я начал обдумывать план своего переезда в Казань. Смогу ли конкретно я найти здесь работу? Можно ведь попытаться, по крайней мере. Тем более и в Екатеринбург попасть тоже непросто: выход с перронов в город перегорожен двумя металлическими рамками с полицейскими, в течение получаса толпа пассажиров поезда проталкивалась по этому узкому коридору. Потом надо было преодолеть высокий забор из черных металлических решеток.
«Было ощущение, что здесь тебя не просто не ждут, а ненавидят».
Да, может сложиться впечатление, что это я ненавижу Екатеринбург, а не наоборот. Но я не могу сказать, что ненавижу этот город. Я в нем живу уже много лет, мне он многое дал, очень многое. И я хотел бы жить здесь и дальше. Именно от того я и злюсь, мне обидно, что здесь всё тяжелее и тяжелее жить, терпеть эту грязь под ногами, дышать какими-то химикатами, ежедневными выбросами, терпеть абсолютное неуважение олигархов и власти к горожанам... всё это очень грустно. И, наверное, легче бы жилось, если не знать, что в соседних городах может быть всё иначе. То есть можно организовать всё по-другому, это выполнимо. Но здесь этого никогда не случится. Нужно преодолеть себя и идти по грязным-грязным улицам до дома в глубокой яме Ёбурга.
P. S. Завтракал в «самой дешевой» столовой, на работе. На тарелке лежала одна короткая сосиска и что-то, названное омлетом, — бесформенный кусочек яичной субстанции, размером с пачку сигарет. Всё вместе весит как порция вискаса. За этот завтрак я отдал 87 рублей. Проглотил завтрак и задумался: а чем, собственно, здесь обоснованы цены?
Согласны с автором?
Попасть в Казань с прошлого года можно не только на поезде или автобусе, но и на самолете.