Первым в приюте для собак-гигантов нас встретил огромный дог Бриз. Его хозяин умер, истощенный пес остался в квартире один. Два месяца, что он в приюте, Бриз лечится, поправился уже на десять килограммов. Псу шесть лет, ему нужен дом. Как и остальным двадцати пяти четвероногим в «Лаподаи».
«Лаподаи» — необычный приют, в нем живут только собаки больших пород: кавказские овчарки, алабаи, сенбернары, ротвейлеры, доги, мастино неаполитано, московские сторожевые. У большинства из них когда-то был дом, их брали щенками и любили, кормили, воспитывали. Но потом от них отказались. Собакам грозило усыпление или смерть на улице, если бы они не попали в приют.
— Многих таких собак просят забрать сами хозяева, потому что не справились: купили маленького щеночка, из него выросла лошадь. Лошадь много ест, кидается на хозяев, в грош их не ставит. Таких звонков бывает до 10 в день. У нас сейчас 25 вольеров, даже если мы поставим 150, они будут заполнены через месяц-два, — говорит создатель «Лаподаи» Лариса Петросян.
За кем-то владельцы не могли ухаживать из-за болезни. Четырехлетняя Норочка жила в частном доме у пожилой семейной пары. Дедушка умер, бабушка серьезно заболела, дети забрали ее в город, дом продали, собака оказалась никому не нужна.
У алабая Даши умерла любимая хозяйка-бабушка. Даша пять суток не ела и не пила, сидела на будке и смотрела в одну точку. Из приюта она сначала сбежала, выломав вольер, но сейчас оправилась и с удовольствием гуляет с детьми, которые иногда приезжают. По словам Ларисы Петросян, алабаев часто забирают в многодетные семьи.
Похожая история у Грека. Его отдали из приюта в семью щенком. Через семь лет, когда ухаживать за собакой стало некому, дети хозяев сами позвонили в «Лаподаи» и попросили ее забрать. Вскоре Грек заболел раком, ему пришлось отнять переднюю лапу.
«Лаподаи» находится в селе Логиново, в часе езды от Екатеринбурга, и это единственный приют для собак-гигантов на Урале. Он работает уже 12 лет, им занимается не только Лариса, но и двое ее взрослых детей и зять. Все началось, когда Лариса купила щенка бульмастифа и в поисках информации попала на форум E1.RU о животных. В разделе «Поможем, чем сможем» она увидела тему о том, что по городу бегает мастино. Они с дочерью взяли собаку себе, выходили и нашли ей новых хозяев. Потом появилась вторая собака, третья, десятая. За 12 лет приют нашел новых хозяев больше чем для 700 собак.
Кроме тех, от кого хозяева отказываются сами, в «Лаподаи» попадают собаки, найденные на улице.
— Постоянно к нам обращаются — кавказец или алабай ходит по улице, спасайте-помогайте, — рассказывает Лариса. — Если он добродушный, это еще не так страшно, а когда злобный, бросаешь всё и едешь ловить. Сейчас мы просим вызывать «Спецавтобазу», потому что там все-таки профессионалы, у них есть специальные средства для ловли. Самим это делать опасно. Раньше мы, конечно, ловили, но сейчас стараемся сами не заниматься.
Минус в том, что сотрудники «Спецавтобазы» приезжают только в будни в рабочее время. Так, однажды кавказская овчарка пришла на Новомосковский рынок в выходной, и это чуть не стоило ей жизни. Собака вела себя спокойно, но люди испугались, вызвали полицию с намерением пристрелить пса. На его счастье, рядом оказался мужчина на фургоне, он загнал овчарку в кузов и привез в «Лаподаи». Мужчину звали Марк, и кавказец получил в его честь то же имя.
— В городе обязательно должна быть круглосуточная команда по отлову собак, которую можно вызвать хоть в воскресенье в 2 часа ночи, — говорит Лариса.
Каждая собака живет в своем вольере на улице. У двух мастино неаполитано, Арчи и Арамиса, клетки в отдельном домике, потому что они «голые» и мерзнут.
— Как-то нам позвонили из Москвы, из команды помощи молоссам. Говорят, мастино попал в беду в Перми, пошел по рукам, оказался на передержке у людей неопытных, не умеющих обращаться с большими собаками, и покусал женщину. Она сказала, что через два часа его усыпит. А собаке четыре года. Мы с женщиной связались и поехали в Пермь, упрашивали, чтобы дождалась нас. Здесь мы его воспитывали, не позволяли никаких вольностей, он знает, что с ним строгое обращение. За всё время Арчи не проявил никакой агрессии. Надо знать эту породу, и тогда договориться просто.
Есть в приюте несколько собак, которых хозяева попросили забрать из-за появившейся агрессии. Например, сенбернар Нэсси жил в многодетной семье. Хозяева взяли его осознанно, до этого у них уже жила (и умерла от старости) собака этой породы. Но в 7 месяцев, после течки, Нэсси стала агрессивной, превратилась в злобного охранника и не пускала на порог квартиры ни одноклассников детей, ни родственников семьи.
По словам Ларисы Петросян, это нехарактерное поведение для сенбернара — собаки-спасателя, собаки-друга.
— Большая проблема в том, что сейчас разводят всех кого не лень, не глядя ни на кровь, ни на что. Из-за этого у собак часто бывают генетические нарушения.
За годы работы собаки несколько раз кусали Ларису. Она к этому относится спокойно, говорит, что понимает, когда и почему животное может проявить агрессию.
Собак, которые по каким-то причинам не могут ужиться в новом доме, приют готов забрать обратно. Но возвраты бывают редко.
— Мы всем говорим, что, если с собакой возникли какие-то проблемы, пусть звонят, мы заберем обратно без вопросов. Вот алабай Бобби, его отвезли охранять цех в Верхнем Дуброво, он там жил больше полугода, но ни один из сторожей не смог с ним договориться. Сторожа пьют, а договориться с алабаем может только человек внутренне сильный. Они признают авторитет. Пришлось Бобби забрать.
Собаки из «Лаподаи» очень ждут новых хозяев. Можно прочитать о них на сайте приюта, а лучше приехать и познакомиться, погулять и пообщаться.
— По фотографии нельзя рассказать о собаке, должно быть личное впечатление, должно быть ощущение от нее, — говорит Лариса Петросян.
Почитайте также про приют для хаски и маламутов в Екатеринбурге и приют для кошек и собак, ставших инвалидами из-за травм.