
Ровно год назад, 13 ноября 2018 года, в Водонапорной башне на Плотинке открылся самый маленький в городе музей. Башню построили в XIX веке, она относится к памятникам архитектуры федерального значения. В годы Великой Отечественной войны она уже не использовалась по назначению и внутри поселили людей. Сегодня, спустя десятки лет, одна из жительниц, Людмила Петровна Перковская, вернулась в башню.
Тогда, во время войны, на первом этаже башни была заводская фотолаборатория, а второй этаж был заброшен.
— В годы войны на территории нынешней Плотинки размещался танковый завод, после войны он окончательно влился в завод № 50 (Уралтрансмаш). Работники завода жили в тесных, перенаселенных коммуналках, условия, мягко говоря, были некомфортные, — рассказывают в Музее истории Екатеринбурга. — Борис Васильевич Денисов, инженер-технолог завода № 50 — именно тот человек, который приспособил второй этаж башни под жилье. Его руками был сделан ремонт, проведено электричество, отопление. В марте 1947 года его семья въехала на второй этаж. В 1947 году здесь поселились четыре человека — Борис Васильевич с женой, дочь Тамара и няня. Через год родился младший сын Женя. В 1950 году на первый этаж въехала семья второго инженера-технолога Петра Перковского. Его дочь — Людмила — гостья башни 13 ноября. Перковские прожили в башне до 1958 года.






Людмила Перковская помнит, что, когда они жили в башне, по двору ходили куры и индюки.
— Комнату, в которой сейчас кофейня, реконструировали, уменьшили рамы. Был один пристрой — длиной в одну кровать, два метра. Чуть-чуть в сторонке стояла детская кроватка, а спальни как таковой не было, — вспоминает Людмила Петровна. — Вода шла из отопительной системы, канализации не было. Воду для приготовления пищи приносили с колонки, колонка стояла, где Музей природы. Параллельно музею были сараи. Что там люди хранили, я не знаю, помню, что мы там по крышам бегали. В середине этих сараев и стояла колонка. Мама там белье полоскала зимой и летом, стиральных машин ведь не было.



Печек в квартирах не было, готовили на электрической плитке. Внутренние стены были обшиты только тонкой фанерой.
— Я помню, у нас было настолько холодно: окна большие, подоконники каменные, что замерзла земля в цветах на подоконнике. Я помню, пальтишко накинула, ноги поджала и сижу, уроки делаю у окна. А ноги поджимала, потому что крысы бегали, мне было страшно, — рассказывает Людмила Петровна.




В 1962 году съехали соседи со второго этажа — Денисовы, и туда въехала другая семья — инженера Григория Лопаты. Семья прожила в башне до 1967 года.

Первый этаж башни, в котором сейчас находится кофейня и сувенирный магазин, открыли после капитальной реконструкции летом 2018 года. Но основная музейная экспозиция открылась только в ноябре 2018 года, после замены лестницы. Мы публиковали подробный репортаж-экскурсию.