В Екатеринбурге готовится к открытию после реконструкции площадь Обороны. В последний раз ее благоустраивали 14 лет назад. Тогда к 60-летию Победы на площади установили памятник «Символ Победы», больше известный как «Седой Урал». Восьмиметровый монумент создали за рекордные пять месяцев.
От администрации Екатеринбурга процесс курировал ведущий специалист существовавшего тогда МУ «Благоустройство» Антон Козлов. Все этапы создания памятника — от глиняной формы до сложнейшей транспортировки и установки — он скрупулезно фиксировал на фотоаппарат-мыльницу. Козлов давно не работает в мэрии, но снимки сохранил.
— Я фотографировал все объекты, которые курировал, — рассказал он E1.RU. — Не просто так, а чтобы когда-нибудь кому-нибудь рассказать и показать. Вот они и пригодились.
Публикуем уникальные фото создания памятника «Седой Урал» с комментариями Антона Козлова и скульптора Геворка Геворкяна.
Эскиз будущего памятника «Символ Победы» выбирали на конкурсе, победил проект Геворка Геворкяна. Он вспоминает, что объяснял свою идею тогдашнему мэру Аркадию Чернецкому.
— Победу всегда какой делают? Или плачущую мать около погибшего сына, или солдата с автоматом, который стоит, как истукан. А вы где-нибудь видели, чтобы чувствовали победу? Я впервые хотел говорить, что мы победили. Мы победили! Я так Аркадию Михайловичу [Чернецкому] и объяснял, когда эскиз показывал у себя в мастерской: «Вы понимаете, сколько я ни видел памятников, посвященных 41–45 годам, они все не отражают те мысли и чувства, какие на самом деле должны быть». «А какие они должны быть?» — спросил Чернецкий. «Так мы же победили, — отвечаю. — Давайте сделаем символ победы». «Давайте», — согласился он.
Работы на площади Обороны начались зимой 2004 года, рассказывает Антон Козлов. А в ноябре заключили договор с Союзом художников России, он стал генподрядчиком по изготовлению самого монумента. На первом этапе союз снял пустовавший цех на Уралмашзаводе и нанял бригаду форматоров, которые с утра до вечера увеличивали в глине эскиз памятника.
На форматорских работах постоянно присутствовал Геворкян. С ангиной и высокой температурой он каждый день приходил в цех.
— Тяжело это далось. С утра до вечера работали, иногда в 2–3 часа ночи уходили домой, — говорит он.
Когда глиняный «Седой Урал» в полную величину был готов, автор доработал его и началась съемка гипсовых оттисков.
Гипсовые оттиски отвезли в литейный цех на улице Репина, где уже другая организация занялась их отливкой в бронзе. Готовые элементы доставили в третий цех, там происходила сборка самого памятника.
— Внутри делался металлический каркас — трубы, швеллеры. На этот каркас собирались кусочки памятника, — вспоминает Антон Козлов. — Они крепились через диэлектрическую пластину, потому что при соприкосновении черного метала и меди может пойти процесс электрохимической коррозии.
Памятник собрали в транспортный каркас. План по транспортировке его к площади Обороны и монтажу разрабатывали «Уралстальконструкция» и институт «Проектстальконструкция». Для перевозки взяли автомобиль Kenworth, на котором возят балки мостов. Чтобы вывезти каркас с «Седым Уралом» из достаточно небольшого цеха, потребовалась миллиметровая работа крановщика. Вывозить памятник начали в 21:00 29 апреля, а смонтировали на площади только в 21:00 30-го.
— Маршрут, по которому повезли памятник, мы десять раз прошли пешком, посчитали все низковисящие провода, — рассказывает Антон Козлов. — Когда поехали, нас сопровождала машина ГИБДД, автомобиль Горсвета ехал рядом, чтобы поднимать линии электропередач. Было опасение, что заденем контактную сеть трамвая, поэтому на время транспортировки ее отключили.
Руку с мечом и «крышку» — верхнюю часть головы памятника — везли отдельно и приваривали на месте. В голове были монтажные отверстия, через которые устанавливали монумент.
С помощью крана памятник поставили на ноги.
Когда «Символ Победы» смонтировали, его закрыли лесами и пленкой.
— Он сиял, как новый медный пятак, — говорит Козлов. — Его нужно было состарить. Этот процесс называется оксидирование и патинирование: металл покрывают специальным химическим раствором, и он темнеет.
А 9 мая «Символ Победы» торжественно открыли. То, что его создали всего за пять месяцев, и Геворк Геворкян, и Антон Козлов называют уникальной ситуацией.
За день до открытия.
Сейчас, после реконструкции площади Обороны, «Седой Урал» выглядит так.
По словам Антона Козлова, после открытия памятника всех, кто был причастен к его созданию, пригласили на прием к Аркадию Чернецкому и вручили почетные грамоты и благодарственные письма.
А вот Геворк Геворкян вспоминает ту работу не без грусти. Он рассказывает, что так и не получил две трети своего авторского гонорара.
— Авторский гонорар составлял 9 миллионов 240 тысяч, мне заплатили только 3 миллиона. Подрядчик, Союз архитекторов России, украл мои деньги. Они говорили, что администрация не заплатила, я подал в суд, и там выяснилось, что администрация давно перечислила деньги. Суд я выиграл, но Союз художников обанкротился, чтобы ничего не отдавать. В ГУВД области сказали, что состава преступления не видят. У автора украсть деньги, вы представляете? Позор. Так тяжело мне это далось, болел, но работал, за пять месяцев успел. А в благодарность они украли мои деньги...
Другие редкие фото нашего города смотрите в публикациях проекта «Неизвестный Свердловск».
Фото: Антон КОЗЛОВ; Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; 1723.ru