В Екатеринбурге тарифы на вывоз и утилизацию мусора могут быть снижены с 2020 года. Об этом рассказали в МУП «Спецавтобаза». Сократить плату возможно за счет снижения затрат на перевозку. В городе поменялась схема передвижения мусоровозов. Если раньше машины из всех районов ездили на Северный полигон, расположенный возле поселка Садового, к северу от Екатеринбурга, то теперь часть из них стала ездить на Широкую Речку.
Широкореченский полигон был фактически законсервирован в 2015-м вместе с цехом по сортировке, который признали неэффективным. Площадка простаивала: по закону под свалку ее использовать нельзя, а на рекультивацию средств пока нет.
Теперь Широкореченский снова в деле: сюда едут мусоровозы из трех районов города: Верх-Исетского, Ленинского и частично Чкаловского. Это чуть меньше половины всех машин.
Машины складируют мусор на площадке полигона, а уже оттуда их увозят на Северный огромные мультилифты. Каждый мультилифт (мощная машина с платформой, на которую помещается один большой контейнер плюс второй на прицепе) по объему как пять обычных мусоровозов. Таким образом, на Северный полигон машин теперь ездит в пять раз меньше.
— Главная цель — снизить транспортный поток на Северный полигон через поселок Садовый, — рассказала исполнительный директор «Спецавтобазы» Наталья Зубова. — Два мультилифта — это десять мусоровозов, то есть в день туда поедет на 50 машин меньше. Сюда мусоровозам ближе ехать, получается снижение затратной части на транспортировку отходов. Опять же — в городе меньше пробок.
Еще год назад, когда журналистов привозили на Широкую Речку, чтобы показать морально устаревшее мусоросортировочное оборудование, здесь практически не чувствовалось специфического запаха свалки. Сейчас он снова есть, однако, по словам Натальи Зубовой, мусор, который привозят с контейнерных площадок в течение дня, на ночь не остается — весь собирается, прессуется и увозится на захоронение ежедневно.
По словам главного инженера предприятия Дмитрия Осокина, путь от Широкой Речки до Садового занимает около 40 минут, при этом в город мультилифт не заезжает, едет по ЕКАД, в пробках не стоит. Разгружается — и возвращается за новой партией. Всего таких машин две, они принадлежат перевозчику — компании «Транссервис», пока этого хватает.
Смысл в этой схеме есть, пока Северный полигон остается единственной площадкой для всех отходов Екатеринбурга. В «Спецавтобазе» надеются, что появятся новые территории для размещения ТКО и строительства мусоросортировочных комплексов. Пока их нет, однако известно, что в качестве потенциальной рассматривают территорию на юге Екатеринбурга, возле деревни Большое Седельниково. Местные жители активно выступают против подобного соседства, однако им известно, что их площадка по-прежнему рассматривается.
В «Спецавтобазе» сообщили, что рассчитывают на появление проекта новой схемы размещения ТКО до конца этого года, однако процедура длительная: чтобы утвердить схему, должны пройти изыскательские работы и согласования. Так что не исключено, что, пока это тянется, маршрут перевозки Широкая Речка — Северный будет актуален не один год.
Однако теперь мусоровозы хотя бы укладываются в положенное время: начинать работу раньше шести утра им было нельзя, с 2019 года за этим стали следить довольно строго. Кроме того, поскольку транспортная составляющая в тарифе примерно на 5–10% уменьшилась, это позволит снизить и сам тариф для населения (сейчас он составляет 101 рубль в месяц на человека в многоквартирных домах Екатеринбурга). Сколько будем платить за мусор с нового года, пока не говорят, эти цифры Региональная энергетическая комиссия должна утвердить в ближайшее время.
Напомним, что большинство екатеринбуржцев платят за эту услугу по нормативу, хотя многие эксперты уверены, что реально отходов мы производим заметно меньше нормативов. Есть альтернатива — обеспечить раздельный сбор мусора и оплачивать его по факту — лишь за то количество, которое реально произвели жители дома. Однако по факту организовать такой сбор, согласовать его и на самом деле снизить сумму, которую отдают жители, удалось только одному ТСЖ в Компрессорном. Другое ТСЖ, на Пионерке, которое также организовало все для оплаты по факту, до сих пор не может добиться перехода на новую систему оплаты — счета жильцам по-прежнему выставляют по нормативам.
Фото: Максим ВОРОБЬЕВ / E1.RU