
В середине июля в квартире пожилого инженера Станислава Владимировича Иванова, который живет в Городке чекистов, раздался страшный грохот. Это был не взрыв и не землетрясение, а обрушение массивного куска отсыревшей штукатурки с потолка на стол — с последующим уничтожением посуды, лежавшей на столешнице.
Из образовавшейся в потолке дыры в кухню мощным потоком хлынула дождевая вода, заставившая Станислава Владимировича и его жену Людмилу Францевну опрометью мчаться за тазиками и тряпками. Соседям повезло. Их в тот день не затопило.
Разгребая завалы строительного мусора, пожилые супруги недобрым словом вспоминали коммунальщиков. На протяжении многих лет потопы в квартире пенсионеров были привычным делом. Однако летом 2019-го потолок прогнил и отсырел уже настолько, что штукатурка упала. Хорошо еще, что не на голову.

Дом, который искали по всему городу
В шикарную трешку по адресу Ленина, 69, корпус № 7 Станислав Иванов и его жена Людмила Францевна въехали в далеком 1985 году. Квартира в легендарном Городке чекистов приглянулась им сразу. Станислав Владимирович был профессиональным инженером-строителем (работал в должности главного конструктора в тресте, который возводил электростанции) и считал, что жилье в старом, 1935 года постройки, кирпичном доме значительно лучше, чем в новой панельке на Юго-Западе.
— Эту квартиру мы с женой искали по всему городу. Просто ходили по районам и раздумывали, где нам хочется жить. В советские годы привычной схемой был обмен жилья. В этой трешке проживала женщина с детьми, которой нужны были две квартиры вместо одной, ну мы и поменялись. Она нам — трехкомнатную, а мы ей — двухкомнатную на Первомайской и однокомнатную на Юго-Западе. Да, дом № 7 был уже старый, но его возводили из пористого кирпича, который отлично удерживает тепло. Меня поразили огромные окна, высокие потолки. И здесь круглый год был сухой воздух в квартирах, никакой сырости!

Воодушевляло и то, что дом, в который заселились супруги, имел статус памятника. Такое здание, по логике, должны были оберегать и своевременно ремонтировать. Но все эти мысли оказались самообманом. В начале девяностых, когда распался Советский Союз, здание уже требовало ремонта. Но денег в стране не было. Жильцов позвали на собрание и обещали, что будет проведен полный капитальный ремонт всего Городка чекистов. Но по факту в последующие десятилетия коммунальщики только латали дыры, ремонтируя лишь самое неотложное. А жильцы наблюдали, как разваливается их жилье.

Беспомощность
В середине нулевых предприятие ЕМУП «ЖКХ Центральный» внезапно получило разрешение и заменило кровлю на доме Станислава Иванова, а также на других корпусах Городка чекистов. Но, по словам инженера, рабочие использовали неправильную технологию: вместо водонепроницаемых двойных фальцев (швов) сделали одиночные, которые стали пропускать воду. Итог — обновленная крыша над квартирой пенсионеров потекла еще сильнее, чем старая. Несколько раз дом топило с пятого до второго этажа.
Статус памятника федерального значения, коим сегодня является Городок чекистов, — это своего рода коммунальные вериги, уверен Иванов. Как только заходит речь о ремонте, всплывает куча нюансов, объясняет пенсионер:
— Здесь по закону для проведения ремонта нужно привлекать специализированную организацию, имеющую особую квалификацию. И только она может составлять проект. Под этим предлогом от меня отмахивались много лет все коммунальные службы. Я хотел самостоятельно залатать крышу над своей квартирой, лишь бы не топило, и однажды предложил им это — мне сказали твердое нет!
Из-за беспомощности коммунальщиков у Иванова началась многолетняя переписка с чиновниками. В 2011 году мужчина написал письмо губернатору, в 2018-м — президенту Путину, директору Департамента госохраны объектов культурного наследия, а также в Минкульт. Практически на все запросы пришли формальные отписки. И только свердловское министерство ЖКХ прислало бумагу с подробным анализом сложившейся ситуации.

Ремонтировать дорого...
Увы, но от прочтения письма из министерства ЖКХ легче не стало. Вкратце, чиновники констатировали, что для ремонта корпуса № 7 нужны исследовательские работы, авторский надзор и научное руководство. Были произведены беглые расчеты, которые показали, что стоимость ремонта домов Городка чекистов примерно в 3–7 (!) раз дороже, чем обычных зданий, не входящих в списки объектов культурного наследия. А такие деньги еще нужно найти.
«При анализе состояния фондов капремонта была отмечена недостаточность накопленных средств для выполнения в настоящее время объема ремонтных работ», — было отмечено в письме.

Например, проектировщики рассчитали, что на разработку одного только проекта ремонтных работ нужно 2 миллиона рублей, а жильцы дома собрали взносов в 10 раз меньше. Еще 8 миллионов насчитали за строительные работы. Суммы были указаны как приблизительные, но ценники впечатляли и добавляли жильцам отчаяния.
В конце письма, которое получил Станислав Владимирович, чиновники министерства «утешили», что провели отбор подрядчиков, которые в перспективе могут взяться за починку здания. На этом — всё.


Что дальше?
По большому счету, ситуация зашла в тупик, считает Станислав Иванов. Им с женой остается только ждать, когда с прогнившей кровли в их кухню повалятся балки перекрытий. Это как жизнь под дамокловыми... бревнами. А еще есть опасность пожара. Несколько лет назад в квартире дома № 14 залило электропроводку и вспыхнул огонь.


Потопы с крыши с каждым годом становятся все более масштабными. Дождливый август 2019-го превратил жизнь инженера и его жены в кошмар: топило и топило.
— Мы живем в квартале, который изучают в учебниках по архитектуре. Сюда к нам водят экскурсии. Но посмотрите, в каком состоянии находятся дома? История комплекса, доставшегося Екатеринбургу в наследство от Советского Союза, напоминает туманный бред. Те, от кого должна зависеть его сохранность, охотно рассуждают о его необыкновенной финансовой прожорливости. Никому нет дела до жильцов. А нам, как говорится, не до жиру — быть бы живу. Дайте хотя бы крышу! — говорит пенсионер.

Легендарный Городок чекистов — не единственный жилой комплекс-памятник (почитайте о его истории здесь), который никак не может дождаться ремонта. Хотя периодически власти заявляли, что найдут средства для его восстановления.
Ранее мы уже неоднократно писали про проблемы таких домов. Например, жильцы дома на Баумана, 2, где находится кинотеатр «Заря», боятся, что их дом развалится до того, как его отремонтируют. Увы, но в этом году сроки капремонта снова сдвинули на много лет.
Фото: Роман МАРЬЯНЕНКО / E1.RU; герои публикации