
Этим летом «Уральские авиалинии» стали, пожалуй, самой цитируемой в СМИ авиакомпанией. В основном, конечно, из-за самолета Airbus 321, в двигатели которого попали чайки. Из-за этого ему пришлось экстренно садиться прямо в кукурузном поле в Подмосковье. Историю обсуждала вся страна, о ней высказались многие знаменитости, а сама компания даже выпустила футболки с фразой, которая стала легендарной — «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы», произнесенной главным бортпроводником Дмитрием Ивлицким. Затем еще один самолет «Уральских авиалиний» снова вынужден был экстренно сесть в аэропорту Кольцово — тоже из-за птиц. Оба инцидента в итоге закончились настолько положительно, насколько это вообще возможно. Пилоты великолепно справлялись с нештатными ситуациями и успешно сажали самолеты в экстремальных условиях, не допустив ни одной жертвы, за что потом получали много благодарностей и даже звания Героев России. Как признаются сами сотрудники, такое точное и профессиональное поведение пилотов стало возможным во многом благодаря тому, что у них есть возможность тренироваться на одном из самых современных в мире тренажеров. Мы решили посмотреть, как он работает, что умеет и действительно ли может научить спасать жизни в любой ситуации.

Эта конструкция с виду напоминает огромную ванну. На самом деле, это тренажер, купленный «Уральскими авиалиниями» в 2012 году. Его стоимость — около 10 миллионов долларов. То есть 2–3 таких тренажера — и можно было бы купить еще один настоящий самолет. Обычно его приобретают авиакомпании, у которых есть 20 самолетов Airbus или более. В России таких аппаратов единицы. Разработали его голландцы. Каждый год он проходит сертификацию, чтобы соответствовать всем требованиям EASA (Европейское агентство авиационной безопасности).

То, что находится внутри тренажера, полностью, до мельчайших деталей повторяет кабину пилотов самолета Airbus 320 и 321. Он на 90 процентов эмулирует реальный полет — от визуальных до физических ощущений (разве что уши не закладывает). Каждый пилот компании обязан дважды в год на нем тренироваться (тренировка длится около четырех часов) — ему настраивают определенную аварийную ситуацию, с которой он должен справиться. Самая частая проблема, с которой сталкиваются пилоты, — отказ двигателя. По итогу тренировки инструктор ставит пилоту оценку — как в школе, по пятибалльной шкале. Если итоговая оценка ниже четверки — он отстраняется от полетов, пока не выучит теорию и не пересдаст экзамен.

— Чаще всего мы отрабатываем отказ двигателя, когда прервать взлет уже невозможно. Потому что это действительно опасно. Это то, что случилось с Дамиром и Георгием, при этом они потеряли и второй двигатель. Такую ситуацию даже тренажер не предусматривает. Остаться без двух двигателей на ста метрах высоты — это фантастика. Такого быть не должно и, надеемся, больше не будет. Они молодцы, проявили самообладание, потому что можно было запросто завести самолет в нехорошую ситуацию, — рассказывает Вячеслав Шовгенюк, действующий пилот и инструктор.


Когда находишься внутри тренажера, абсолютно теряешь ощущение реальности. Кажется, будто ты действительно в кабине, летишь где-то над Прагой. Кстати, инструктор может нажатием пары кнопок отправить тебя почти в любой аэропорт мира. Города визуализированы так, как выглядят в реальной жизни — то есть, пролетая над столицей Чехии, ты действительно можешь увидеть где-то Карлов мост, а под тобой проезжают автомобили. Аэропорт, полосы — всё точно так, как существует в реальности. Можно настроить любую погоду, время суток и огромное количество мелочей — вплоть до уровня освещения посадочной полосы.


Нам позволили немного поуправлять воздушным судном. К сожалению, наш корреспондент не слишком удачно справился с задачей посадить самолет на полосу. За несколько секунд до посадки наш инструктор понял, что мы летим мимо полосы и явно не можем исправить ситуацию, он забрал управление и моментально вырулил. После такого наш корреспондент точно получил бы двойку и был отстранен от полетов. Пожалуй, это к лучшему. Кстати, даже если ты очень захочешь направить самолет прямиком в землю или сделать мертвую петлю, сама система не даст тебе это сделать, она автоматически снизит скорость и выправит высоту.


После посещения тренажера стало гораздо понятнее, почему пилоты «Уральских авиалиний» так уверенно справлялись с чрезвычайными ситуациями — потому что они регулярно в них оказываются. Пусть только на тренажере, но поверьте, там, внутри, в безоблачном небе Праги, разница абсолютно не ощущается.

Фото: Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU