Утром 11 августа екатеринбуржцы, живущие рядом с мечетью Абу-Ханифа, проснулись из-за громкой музыки и звуков молитвы — у мусульман начался один из главных праздников Курбан-байрам. Люди даже позвонили в полицию и попросили «прекратить шум». Общественник Дмитрий Москвин написал колонку о том, почему возмущенные жильцы домов на Репина не правы.
— В новостных лентах Екатеринбурга всё чаще появляются сообщения, связанные с мусульманскими общинами города. То проблемы с мечетью, оказавшейся на будущей линии скоростного трамвая. То чуть ли не массовая акция в поддержку строительства соборной мечети в центре города. А на днях громкая музыка и звуки молитвы разбудили в 5 утра жителей одного из кварталов города.
Некоторые воспринимают эти сообщения через призму недавних протестов за сохранение сквера. Вроде бы как вслед за православными пробуждаются активные мусульмане. Или раз православной церкви ищут место для храма, так почему духовному управлению мусульман не предоставляют равные возможности по выбору места для соборной мечети. Религиозный фактор становится важной темой в городской повестке. И, кажется, мы — горожане и власти города — совершенно не готовы его обсуждать или спокойно воспринимать как одну из многочисленных городских тем.
Главное, что надо помнить, — любой город является местом сбора самых разных людей со своими ценностями, убеждениями, культурой и верованиями. Нас, жителей города, ничего не объединяет, кроме формальных признаков. Мы не родственники друг другу, не соседствующие из поколения в поколение рода или кланы. Нам неизбежно и постоянно надо привыкать друг к другу, вырабатывать регламенты общения и режимы совместной жизни. Через «не могу» и вопреки «не хочу».
Современный город чрезвычайно сложно устроен. В нём тысячи, если не сотни тысяч, мест, где каждый из нас вступает во взаимодействие с другими. Любая изоляция — за заборами, железными дверями, фейсконтролями, — возможна, но в рамках разумного. Принять всегда сложнее, чем отринуть. Стерпеть всегда сложнее, чем отбежать.
Екатеринбург — это изначально многосоставный город. Его формирование связано с людьми разных народов и культур. Здесь давно существует непроговорённый регламент совместной жизни. Мелкие бытовые неурядицы не превращаются в ксенофобию и экстремизм. Православные и мусульмане изначально жили в Екатеринбурге сначала как в заводском поселении, потом в уездном городе. Жили здесь и протестанты, и католики. Представители каждой религиозной группы оставили городу ярких деятелей — купцов, предпринимателей, промышленников, общественных деятелей. Любые попытки искусственно противопоставлять одних другим глупы в нашем городе.
Тем не менее городская культура взаимной терпимости екатеринбуржцев хрупка. В периоды кризисов в стране она подвергается серьёзным испытаниям. Сейчас важно это понимать и внимательно следить за происходящим среди горожан. И, конечно, надо быть благоразумными. Если вы атеист, то это не даёт вам права лишать других возможности проявлять свою религиозность. При этом, действительно, никакой конфессии не может быть отдан приоритет. Это говорит Конституция России, это говорит здравый смысл.
И, конечно, странно покупать жильё рядом с религиозным центром и ожидать тишины в дни больших праздников. Мероприятия кратковременны, неудобства сиюминутны и не витальны. Главное, чтобы стройки таких объектов не происходили на землях общего пользования — вместо парков, фонтанов или водоёмов. Город — это такое место, где мы учимся жить в мире друг с другом.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Согласны с автором?
Фото: читатель E1.RU Александр, Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU