Одно из самых молодых и самых больших кладбищ в Екатеринбурге — Лесное. Оно находится недалеко от Широкореченского мусорного полигона и занимает площадь в 100 гектаров. Здесь ведутся полноценные захоронения, не только родственные. Экскурсию нам провели участники сообщества «Кладбища Екатеринбурга».
Без машины добраться сюда не так-то просто. Муниципальные автобусы ходят редко и строго по расписанию: опоздаешь — выбирайся сам.
Рядом с основным выездом действует новый каменный храм во имя святого Иоасафа Белгородского. Его построили на средства мецената Светланы Антоновой. Храм освятили в 2013 году, с тех пор в нем ежедневно проводят богослужения.
Кладбище разделено на 262 участка. Есть греческий сектор, армянский, даже монастырский. Он стоит на окраине за литым забором. Поскольку сектор относительно новый, там не очень много надгробий. Он примечателен тем, что здесь перезахоронили останки людей, которые нашли во время раскопок в Зеленой Роще.
Раскопки проводились научным образом в течение десяти лет — с 2002 по 2012 год. В итоге были обнаружены 400 останков. По одежде удалось опознать священнослужителей, и их перезахоронили отдельно. Другие останки лежат вместе.
От основного входа Лесного кладбища идет большая дорога, похожая на обычную городскую магистраль. Первое, что привлекает внимание, — памятник девушке с дельфином. А затем начинается внушительный греческий сектор. Все памятники как на подбор — большие и дорогие. Рядом — недостроенная часовня.
За греческим сектором высится склеп. Он закрыт, а снаружи несколько одинаковых черных памятников.
Недалеко похоронены два криминальных авторитета.
На Лесном кладбище похоронен бывший прокурор-криминалист Уральской транспортной прокуратуры Виктор Южаков и его семья: жена и двое детей. Они погибли при странных обстоятельствах.
22 мая 2008 года в квартире в девятиэтажном доме на улице Папанина, 7/1 прогремел взрыв. Следователи нашли в квартире четыре трупа. Удалось установить, что еще до взрыва 62-летний Виктор Южаков получил черепно-мозговую травму, а его 36-летняя дочь Инна — четыре колото-резаных ранения. Жену Татьяну нашли в коридоре без признаков насильственной смерти. 18-летнего сына Евгения — в ванной, и тоже без признаков насилия. Дверь в квартиру была заперта изнутри на задвижку.
На момент убийства Виктор Южаков уже не работал прокурором, он занимался частной адвокатской практикой. Основным подозреваемым в убийстве стал его сын Евгений. Известно, что он страдал заболеванием мозга. Дело закрыли в связи с гибелью подозреваемого. И до сих пор доподлинно неизвестно, что же произошло с семьей прокурора.
Еще одна погибшая семья — Щербаковы: Елена, Дмитрий и пятилетний сын Миша. Их убили в октябре 2010 года в доме на Малышева, 11.
Дмитрий перед смертью успел позвонить в полицию. Он сообщил, что его жену зарезали, а сам он истекает кровью. Когда силовики приехали на вызов, все уже были мертвы: тело женщины нашли в подъезде, мужчины и ребенка — в одной из квартир на четвертом этаже. Преступник с ножом пытался скрыться через балкон, но сорвался и сломал ногу. Его задержали. Убийцей оказался младший брат Дмитрия Щербакова — Роман.
Выяснилось, что в последние пять лет Роман жил вместе с семьей брата в трехкомнатной квартире. Все это время между ними возникали конфликты, поскольку Дмитрий собирался продать жилье, а Роману некуда было идти. В итоге младший брат решил убить старшего.
4 октября Роман взял нож и позвонил в дверь спорной квартиры. Когда Дмитрий открыл дверь, он ударил его ножом. На крики выбежала Елена, ее он тоже ранил. Женщина попыталась убежать, но в подъезде на третьем этаже Роман догнал ее и добил. В этот момент Дмитрий успел позвонить в полицию.
Вернувшись в квартиру, Роман еще несколько раз ударил ножом Дмитрия. Затем он решил скрыться через балкон и, проходя через комнату, увидел маленького Мишу. Не желая оставлять свидетелей, он убил и его.
Справа от центральной аллеи Лесного кладбища есть тропинки, которые ведут к армянскому сектору. Здесь не менее впечатляющие надгробия, чем в греческом секторе.
Самый крупный и роскошный памятник — бизнесмену Ашоту Арутюняну. Рядом стоит часовня в его честь. Говорят, что в свои 22 года Ашот уже был криминальным авторитетом. Он был убит выстрелом в затылок в 2011 году на улице Белинского, 177 в Екатеринбурге. Ашот вышел из своего автомобиля и направлялся к подъезду, в котором жил, когда в него попала пуля. Киллер также пытался застрелить охранников Ашота, но промахнулся и сбежал.
Спустя 6 лет нашелся подозреваемый — чеченец Мовсур Хасаев. Но в 2018 году присяжные признали его невиновным. Таким образом, ни киллера, ни заказчика убийства до сих пор не нашли.
Если отойти от криминальной составляющей, на Лесном кладбище похоронено немало людей, прославлявших Екатеринбург. Это поэты, писатели, ученые и спортсмены.
Отдельного внимания заслуживает Юрий Курочкин — советский писатель-фантаст, геодезист и краевед. Он печатался в уральских газетах с 1925 года. С 1932 года работал в журнале «Техника — смене», где публиковал фантастические рассказы и повести под различными псевдонимами (Юр. Кир, Юр. Кин, Р. Онцевер и другими).
В 1941 году Юрия Курочкина приговорили к десяти годам лишения свободы за контрреволюционную агитацию. В 1951 году писателя освободили, но запретили ему жить в больших городах. Курочкин поселился в Нижнем Тагиле, где работал в строительных компаниях прорабом и геодезистом.
В 1956 году Курочкина полностью реабилитировали, он поселился в Свердловске. В журнале «Уральский следопыт» он был заведующим отделом краеведения.
Всего Юрий Курочкин написал 12 книг. Его архив хранится в Государственном архиве Свердловской области.
Также на Лесном кладбище похоронен Михаил Созинов — советский футболист, футбольный и хоккейный тренер. В довоенные годы он играл в футбол и хоккей с мячом в командах «Динамо» и «Локомотив». Затем стал тренером «Динамо» и возглавил женскую команду по хоккею с мячом. Под его руководством она стала серебряным призером Кубка СССР в 1940 году.
В военные годы Михаил Созинов был призван в армию, он награжден медалями «За отвагу», «За Победу над Германией» и юбилейными.
После войны работал тренером свердловской армейской команды «ОДО». В первой половине 1953 года возглавлял футбольную команду «Авангард». Затем много лет работал инженером-строителем, в том числе в аэропорту Кольцово, принимал участие в спортивной жизни Свердловска.
Еще один достойный человек — Геннадий Гаев, педагог, заслуженный художник РСФСР, член Союза художников СССР. Он родился в 1918 году в Екатеринбурге и учился в Свердловском художественном училище.
В 1941 году Геннадий Гаев ушел на фронт Великой Отечественной войны. Он окончил пехотное училище и получил звание лейтенанта, затем стал командиром пулеметного взвода. В 1942 году был тяжело ранен, но после лечения вернулся на фронт и демобилизовался только в 1946 году.
После войны Геннадий Гаев преподавал живопись в Свердловском художественном училище и работал в Свердловской картинной галерее. Его работы хранятся в Музее революции в Москве, в Екатеринбургском музее изо, Государственном художественном музее Нижнего Тагила и Объединенном музее писателей Урала.
Кроме того, на Лесном кладбище похоронен Сергей Плешаков — советский хоккеист на траве, заслуженный мастер спорта СССР, бронзовый призёр Олимпиады-1980.
Окончив политехнический техникум в Сызрани, Сергей был зачислен в команду Уральского военного округа — СКА (Свердловск). Играл на разных позициях — левый защитник, правый полузащитник, центральный нападающий.
В составе СКА — чемпион СССР 1980 года, семикратный серебряный призер, двукратный бронзовый призер чемпионата СССР. Основной игрок сборной СССР в 1980-е годы, с которой стал бронзовым призёром Олимпиады-1980, серебряным призером чемпионата Европы 1983 года, обладателем Межконтинентального кубка 1981 года.
В 1993–1994 годах играл за команду Германии. По окончании карьеры вернулся в Свердловск, где был тренером СКА до 1998 года. Когда клуб расформировали, стал заместителем директора на Центральном стадионе. В этой должности проработал до 2004 года.
На окраине кладбища хоронят людей, тела которых не удалось опознать. Им ставят невзрачные таблички с надписями «НМ» или «НЖ» («неопознанный мужчина», «неопознанная женщина»). Таких могил достаточно много. Иногда родственники все же находятся, и тогда вместо таблички появляется памятник.
Ранее в рубрике «Кладбища с историей» мы рассказывали, как на Урале зверски убили евреев и похоронили бандитов, погибших из-за женщины. Также мы писали, где похоронены уральский министр — противник ЕГЭ, и герой, спасший 16 человек. Кроме того, писали о Нижне-Исетском кладбище, где похоронены известные ученые и уральский бизнесмен, убитый на глазах семьи.
Кроме того, рассказывали про единственное официальное кладбище домашних животных в Екатеринбурге. Писали, где похоронены люди, изменившие Екатеринбург, — от первого садовода до цареубийцы. Проводили экскурсию по Восточному кладбищу, где похоронены жертвы биологического оружия.
Также мы рассказывали про два заброшенных некрополя (включая мусульманский), погуляли по Михайловскому кладбищу, где похоронен автор русского перевода «Интернационала» и где находится могила одного из основателей консерватории и филармонии в Екатеринбурге.
Мы писали и о том, где хоронили уральскую элиту XIX века. Гуляли по аллее артистов, где покоятся актеры уральских театров. А также писали о надгробиях бандитов, перебивших друг друга в лихие 90-е, и цыганских погребальных традициях.
Все материалы рубрики вы можете посмотреть по ссылке.