Проходишь мимо старого дома — красивая лепнина, обшарпанные стены и какая-нибудь казённая вывеска. Раньше во многих подобных домах разворачивались истории похлеще сериальных сюжетов и жили там известные и богатые по тем временам люди.
Вот пять домов Екатеринбурга, в которых происходило великое, но порой ужасное. Сразу же скажем, что некоторые истории из разряда городских легенд, но вдруг всё так и было на самом деле.
Дом Редикорцева, которого судили за проституцию и гомосексуализм
На улице Тургенева, 28 (недалеко от Вознесенской церкви) стоит дом Редикорцева. На рубеже XIX–XX веков горный инженер был известной личностью в городе. Иван Редикорцев владел этим домом и построил дом на соседней улице, известный нам как дом Ипатьева. Этот дом, кстати, уже не раз фигурировал в разных фильмах и сериалах.
Редикорцев был успешным человеком и дослужился до статского советника. Он скончался в 1898 году в связи с очень громким делом. Он платил фальшивыми облигациями за определённые услуги, а эти услуги и привели его к суду по вопросам нравственности. Как оказалось, он приглашал к себе довольно странных женщин и мужчин. В итоге было громкое дело о проституции и гомосексуализме.
После смерти Редикорцева дома были проданы, а после революции дом на Тургенева национализировали.
Усадьба Харитонова-Расторгуева, где в подвалах замурованы рабочие
Этот дом на Карла Либкнехта изначально планировали построить даже не как особняк, а как простой дом. Хозяин был некто Исаков, но он умер, а вдове это было не по карману, и она продала дом Расторгуеву. Ему показался этот дом маленьким, и здесь есть легенда, что Расторгуев нашёл талантливого архитектора, но он в это время то ли был под следствием, то ли уже в тюрьме. И говорят, что за большую взятку Расторгуев его освободил и попросил построить дворец.
По легенде, за готовый объект купец обещал навсегда освободить архитектора и снять с него обвинения, но так этого и не сделал. Архитектор построил дворец, а Лев Иванович так и не выполнил обещание. И якобы этот архитектор проклял дом и хозяина.
Много легенд ходит о подвалах этого здания, в которых есть и клады, и привидения, которые их охраняют. Известно, что Харитоновы-Расторгуевы занимались добычей золота, некоторые говорили, что золото добывали прямо под домом.
Рассказывают истории, что Харитонов жёстко обращался со своими подчинёнными, за это он даже попадал под следствие. Некоторые из них, по легенде, и стали привидениями, после смерти, конечно. Тех рабочих, которые бунтовали, сбрасывали в подвалы, и люди рассказывают, что там даже слышали вопли, крики замурованных.
Ещё одна история переносит нас в революционное время. В период до прихода войск Колчака большевики решили ликвидировать склады спирта на Винзаводе в районе нынешней улицы Бажова и просто пробили стенки цистерн. Реки алкоголя не ушли просто в землю, а нашли русло реки Пеньковки и наполнили пруд Харитоновского парка. Но так как была зима и пруд покрылся коркой льда, весь незамерзающий спирт оказался налит поверх него, и население города отправилось с бидонами вычерпывать чистейший алкоголь.
Дом Борчанинова, который построил красивейшую мельницу
На правой стороне улицы 8 Марта находится богато украшенный Дом Борчанинова — да-да, именно его мельница и стоит напротив здания железнодорожного вокзала, и ее сейчас активно реконструируют.
Его фабрика была сделана по высшему классу. Он объездил всю Европу, чтобы закупить самое лучшее оборудование, за ним бегали агенты компаний, чтобы он именно у них выкупил оборудование для своей фабрики. Но, к сожалению, Борчанинов погиб при строительстве этой самой фабрики в 1907 году.
Пряничный дом Севастьянова, которому не разрешили сделать золотой купол
На пересечении улицы Горького и проспекта Ленина стоит Дом Севастьянова. Как только приезжий человек видит резной дом, рука сама тянется к фотоаппарату.
Перед тем, как дом перешёл Севастьянову, у него была ещё парочка владельцев. Легенда гласит, что Севастьянов хотел покрыть купол дома золотом и даже подал об этом прошение на высочайшее имя. Просьба была отклонена, а церковь наложила на возгордившегося чиновника своеобразную епитимью: обутый в чугунные калоши, он каждый день должен был ходить в храм замаливать свой грех.
Говорят также, что сам Севастьянов никогда не жил в этом дворце (благо имел ещё один дом), а только любовался на него, сидя неподалеку на скамеечке. Но, возможно, это только легенда. Достоверно известно лишь то, что, продав свой дом казне, Севастьянов навсегда покинул Екатеринбург, переселившись в Северную столицу.
Хотите посмотреть, как всё обустроено внутри? Смотрите виртуальную экскурсию здесь.
Усадьба напротив «Гринвича», из подвала которой вещал Левитан
Из дома на 8 Марта — напротив «Гринвича» — вещал Левитан. Во время войны немцы пытались уничтожить радиостанцию и знаменитого диктора. Вражеская авиация совершала налёт за налетом на Москву. Поэтому центр пропаганды решили сдвинуть подальше от фронта — на Урал.
Вместе со всем оборудованием и сотрудниками радиостанция была эвакуирована в Дом Первушина. Из него протянули кабель на Шарташ, где установили мощную радиоточку. Владелец знаменитого голоса, который произносил каждый раз: «Внимание, говорит Москва», после каждого эфира возвращался в свой маленький деревянный домик во дворе усадьбы купца. Двор был закрытым, и диктор мог там в одиночестве гулять.
Каждый день Левитан зачитывал сводки Совинформбюро, спускаясь через отдельную дверь в подвал здания Свердловского радиокомитета, который разместили в Доме Первушина. В это же самое время на первом этаже дома выходили в прямой эфир и на всю страну читали свои произведения Агния Барто, Алексей Толстой, Лев Кассиль, которые таким образом поддерживали солдат и рабочих. Но и они не знали, кто находится в подвале.
В 1943 году в Куйбышеве (сейчас Самаре), ближе к фронту, появилась мощная радиоточка, и Левитана перевезли туда. А всю информацию о его деятельности в Свердловске — засекретили. О его пребывании на Урале стало известно лишь спустя многие десятилетия по воспоминаниям тех немногих свердловчан, которые общались с ним в то время.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU; «Яндекс.Карты»