В лесу на 10-м километре Сибирского тракта находится Сибирское кладбище. Оно очень плотное: на площади 23,5 гектара расположено более 120 000 могил. Среди похороненных здесь ученые, архитекторы, политики, артисты и военные герои. Экскурсию нам провели активисты сообщества «Кладбища Екатеринбурга».
Сибирское кладбище открыли в 1930-е годы. В 1982-м на нем построили крематорий — первый в городе и пока единственный. Урновая аллея занимает примерно 0,25 гектара, а еще здесь есть колумбарные стены.
Вход на кладбище ничем не примечателен. Здесь нет ангелов и распятого Иисуса, как на Нижне-Исетском, или церкви, как на Ивановском. Недалеко от входа, как обычно, расположены самые аккуратные надгробия. Попадаются несколько с колоннами. А вот чуть дальше, за стенкой, все намного скромнее.
Совсем недалеко от входа похоронен Евгений Липович, гроза дорожников-бракоделов и защитник пешеходов. Он ушел из жизни в марте прошлого года. Евгений Ефимович 10 лет проработал в администрации Екатеринбурга и был одним из самых популярных городских чиновников. В последние годы он отвечал за транспорт, благоустройство и экологию. По его инициативе в 1978 году появился фестиваль «Знаменка».
Евгений Липович ругался с областным прокурором и главным гаишником, считал, что надо активнее штрафовать водителей-гряземесов, и ратовал за транспортную реформу. Его самые яркие высказывания мы собрали здесь. Из мэрии он ушел в 2017 году и отправился работать на завод. Говорят, что уже в это время он боролся с раком, который и стал причиной смерти. Умер Евгений Ефимович на 61-м году жизни. Многие екатеринбуржцы вспоминали его как талантливого, душевного человека и опытнейшего профессионала. Прощание с ним мы показывали в прямом эфире. Похоронен Евгений Липович рядом с отцом.
На Сибирском кладбище похоронен один из самых значимых живописцев Урала XX века, заслуженный художник РСФСР, профессор Александр Бурак. Его работы находятся во многих государственных и частных музеях мира. Всего он написал более 3 000 картин.
Будучи родом из Новосибирской области, Александр Бурак переехал в Свердловск в 1945 году. Он был мастером пейзажа и жанровой живописи. С 1968 по 1989 год Александр Филиппович работал заведующим кафедрой рисунка, живописи и скульптуры Свердловского архитектурного института. В Екатеринбурге его работы можно посмотреть в галерее современного искусства, в Москве — в Третьяковской галерее.
На кладбище попадаются могилы героев Великой Отечественной войны. Один из них — Петр Колясников, получивший медаль «За отвагу». Его подвиг описан тут же, на листе, который, вероятно, прикрепили к надгробию родственники. Петр Артемьевич был санитаром. В 1943 году он, находясь на поле боя под беспрерывным огнем, вынес в безопасное место 16 бойцов и офицеров с их оружием. Спас он в том числе старшего лейтенанта Ивана Попова, инженера саперного батальона.
— Санитар Колясников под огнем противника пробрался к нему и на руках вынес с поля боя. Будучи замечен противником, был обстрелян, не щадя своей жизни, выполнил свой долг воина Красной армии, сохранив жизнь офицеру Попову, — говорится в наградном листе.
За проявленную смелость, мужество и преданность Родине Петр Колясников также получил орден Красной Звезды.
Приходим к секции, где расположены колумбарии. Здесь похоронен писатель-прозаик, сценарист и переводчик с языков народов СССР Эрнст Венедиктович Бутин. Он работал на шахте Березовского, затем в Московском метрополитене. А уже оттуда попал в типографию «Уральский рабочий» и редакцию отдела прозы журнала «Урал».
Эрнст Венедиктович писал повести и рассказы в жанрах социально-психологической прозы, фантастики, приключенческого детектива. Переводил с башкирского, удмуртского, туркменского и ногайского языков. Его переводы публиковались не только в журнале «Урал», но также в «Звезде» и «Ашхабаде».
Бутин был автором сценариев к фильмам узбекской киностудии «Расплата» и «Динозавры — ХХ».
Неподалеку похоронен Семен Шмерлинг. Военный и журналист, он выпустил 20 книг в издательствах Москвы, Перми и Свердловска.
Семен Борисович родился в Москве. В 1942 году он был призван в Красную армию, прошел обучение в зенитно-пулеметном училище и был назначен командиром роты крупнокалиберных пулеметов. Он прошел через Украину, Молдавию, Румынию, Польшу, а закончил войну в Берлине в звании гвардии капитана. Во время войны он печатал заметки в военных газетах, а затем продолжил журналистскую деятельность, окончил редакторский факультет Военно-политической академии имени В. И. Ленина. Переехал в Свердловск, где продолжал работать.
Все свое творчество Шмерлинг посвятил людям, одетым в шинели, поискам героев Гражданской и Отечественной войн. Он писал о том, что сам знал не понаслышке. У Семена Шмерлинга три ордена Красной Звезды, медаль «За отвагу» и орден Отечественной войны 1-й степени.
В колумбарии же находится захоронение архитектора Петра Дмитриевича Деминцева. В 1955 году он возглавил архитектурную мастерскую № 2 при Свердловском горпроекте, в 1956-м стал начальником архитектурно-строительного отдела, а с 1970 года — главным архитектором горпроекта.
По его проекту был построен 92-квартирный дом с двухзальным кинотеатром на первом этаже на улице Краснофлотцев («Заря»), мясомолочный павильон на Центральном рынке и Дом художников на улице Куйбышева.
В конце 1950-х — начале 1960-х годов по его проектам в соавторстве с архитектором Ф. С. Таксисом были построены 247-квартирный жилой дом на улице Ленина с гастрономом на первом этаже, кукольный театр на 400 мест на улице Мамина-Сибиряка, девятиэтажное здание бытового комбината «Рубин» (его историю мы рассказывали отдельно). Петр Дмитриевич проектировал также парк культуры и отдыха со стадионом на Эльмаше и фонтан на площади Труда.
Архитектор был участником Великой Отечественной войны. Он награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, а также медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За трудовую доблесть». Умер Петр Деминцев в 1984 году.
Напротив колумбария находится новая секция, где расположены относительно свежие захоронения. Здесь похоронен профессор и доктор технических наук Евгений Елисеев. Он занимался теорией и технологией комбинированных процессов производства тяжелых цветных металлов, преподавал в УПИ. На его счету 42 авторских свидетельства и патента на изобретения, 2 учебника и более 130 печатных работ. Погиб в автокатастрофе 7 марта 2012 года.
Рядом, недалеко от входных ворот колумбария, находится могила Валерия Нестерова, который прошел путь от простого учителя истории до первого министра образования Свердловской области. Эту должность он занимал вплоть до 2009 года, когда вышел на пенсию.
Мы много писали о Валерии Вениаминовиче на E1.RU. Он разработал концепцию развития образования области, благодаря ему в регионе существует сеть кадетских школ-интернатов для детей из трудных семей. Похожие учреждения он предлагал открыть для девочек. При нем началось строительство училища для сирот и беспризорников в Невьянске и стали проходить губернаторские новогодние елки для детей-сирот.
Валерий Вениаминович выступал против ЕГЭ. Он даже сам попробовал сдать экзамен — и ему не понравилось.
— Мы делаем некоторое зло, потому как Единый экзамен — это экзамен на знания неких конкретностей, неких конкретных фактов, явлений, умение выбрать между ответами «да» и «нет». Это все вещи, которые могут потеряться через год, через два, через три, — говорил Валерий Нестеров в интервью estv.ru. — Они станут недостаточно научными, информация сменится. Для того чтобы быть приличным специалистом, получающим специальное образование, нужно уметь самостоятельно работать, ориентироваться во времени, актуализировать себя. Поэтому и существует такое понятие, как «испытание».
Однажды Валерий Нестеров решил поучиться мату. В одной из школ Ревды учитель русского языка и литературы организовала уроки по изучению русской ненормативной лексики, и это вызвало резкое осуждение областных чиновников. Валерий Вениаминович решил посмотреть своими глазами, как работает этот эксперимент.
На Сибирском кладбище похоронены два героя — дед и внук, оба совершившие подвиги, но на разных войнах.
Старший, Михаил Кырчанов, родился в селе Кырчаны в Кировской области, а в 1931 году переехал в Свердловск. Спустя десять лет, в июне 1941 года, его призвали в армию. К 1943-му Михаил Кырчанов стал командиром отделения 126-го отдельного понтонно-мостового батальона 1-й понтонно-мостовой бригады Степного фронта.
В начале октября 1943 года отделение Кырчанова за три дня без сна и отдыха построило две паромно-мостовые переправы через Днепр в районе села Солошино (Украина). Благодаря этому удалось переправить большое количество советских бойцов и командиров, а также танки и артиллерию.
Михаила Кырчанова удостоили звания Героя Советского Союза за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм». Умер он в Свердловске в 1978 году.
Внук Михаила Кырчанова — Герой Российской Федерации Владимир Евгеньевич Ласточкин. После армии он поступил на службу в МВД. Был участковым Ленинского района Свердловска, а затем продвигался по карьерной лестнице и к 1995 году стал оперуполномоченным спецотряда быстрого реагирования (СОБР).
В этом же году майор милиции Ласточкин уехал в Чечню в должности начальника штаба СОБР. Когда срок его командировки подходил к концу, в бою за Гудермес (город в Чечне) погиб командир Свердловского СОБРа Леонид Валов. Его тело находилось в здании комендатуры, занятой противниками. Ласточкин решил, что не уедет домой, пока не вывезет тело товарища.
Когда группа СОБРа попыталась прорвать оборону боевиков, Ласточкин выстрелом из подствольного гранатомета уничтожил вражеский пулеметный расчет. Это позволило прорваться к комендатуре и начать эвакуацию раненых и вывоз тел убитых. Во время прорыва Ласточкин был ранен, но не покинул поле боя. Затем, уже на окраине Гудермеса, группа Ласточкина была атакована. Его ранило осколком в голову. Владимир потерял сознание, был доставлен в госпиталь, но скончался от полученных ранений. Звание Героя РФ он получил посмертно.
Есть на Сибирском кладбище люди, связанные со спортом. Феоктист Александрович Коптелов был двукратным чемпионом СССР по хоккею с мячом как игрок и семикратным — как тренер.
Начинал карьеру Феоктист Коптелов в свердловском «Спартаке», затем перешел в СКА (ОДО). Завоевал пять медалей чемпионата СССР, в том числе две золотые. Провел в сборной СССР по хоккею с мячом три игры.
С 1950 года Коптелов был играющим тренером. А с 1956 года — старшим тренером СКА «Свердловск». Под его руководством СКА семь раз был чемпионом СССР, а сборная СССР дважды стала чемпионами мира.
Еще один архитектор, похороненный на Сибирском кладбище, — Абрам Фишзон. Он застраивал несколько кварталов на улице Ленина в Екатеринбурге, работал в Североуральске и Березниках. Получил государственную премию. Самое крупное из последних его сооружений — гостиница «Свердловск».
На Сибирском кладбище похоронена 15-летняя дочь известного екатеринбургского ресторатора Олега Ананьева. Она покончила с собой четыре года назад. По словам Олега Ананьева, девочка была в депрессии: ее лучшая подруга уехала жить в Израиль, а молодой человек переехал навсегда в Санкт-Петербург. Но отец не думал, что все настолько серьезно.
В день смерти в школе не заметили, чтобы Саша вела себя как-то необычно. По словам учителей, она даже выглядела счастливой. После школы девочку завезла домой личный водитель — буквально на полчаса. Потом Саша должна была отправиться дальше по делам, но, когда водитель приехала, девочка уже была мертва.
И еще немного о людях, похороненных на Сибирском кладбище.
В прошлой серии «Кладбищ с историей» мы рассказывали о Нижне-Исетском кладбище, где похоронены известные ученые и уральский бизнесмен, убитый на глазах семьи. Также мы писали про единственное официальное кладбище домашних животных в Екатеринбурге. Рассказывали, где похоронены люди, изменившие Екатеринбург, — от первого садовода до цареубийцы. Писали о Восточном кладбище, где похоронены жертвы биологического оружия. Кроме того, мы рассказали про два заброшенных некрополя (включая мусульманский), погуляли по Михайловскому кладбищу, где похоронен автор русского перевода «Интернационала» и где находится могила одного из основателей консерватории и филармонии в Екатеринбурге. Мы писали и о том, где хоронили уральскую элиту XIX века. Гуляли по аллее артистов, где покоятся актеры уральских театров. А также писали о надгробиях бандитов, перебивших друг друга в лихие 90-е, и цыганских погребальных традициях.
Вся серия «Кладбища с историей» — здесь.