Город Кладбища с историей Места_Екб фоторепортаж Кладбище домашних животных: зачем екатеринбуржцы ставят памятники питомцам и сколько за это платят

Кладбище домашних животных: зачем екатеринбуржцы ставят памятники питомцам и сколько за это платят

Мы погуляли по единственному в городе месту, где официально разрешено хоронить животных

На кладбище домашних животных в Екатеринбурге похоронено уже около 600 питомцев

Мы продолжаем серию материалов о городских некрополях и в этот раз отправились на самое, пожалуй, неоднозначное кладбище Екатеринбурга — то, где хоронят домашних животных. В России всего два таких официально разрешенных кладбища: одно из них находится в подмосковных Люберцах, второе — в районе Птицефабрики в Екатеринбурге.

«Сад памяти» открылся в 2013 году, с тех пор здесь нашли последний приют порядка 600 питомцев. Это и собаки, и кошки, и хорьки, и хомячки, и попугаи. Владелец кладбища — московский бизнесмен, а экскурсию нам провела управляющая Виктория Шинкарева.

Кладбище встречает нас пением птиц и шелестом деревьев. Между соснами разместились надгробия, совсем как человеческие, разве что ниже и без оградок. В стороне — семь рядов колумбария и «радужная зона» для тех, кто не хочет хоронить животное в лесу.

— Землю под кладбище — четыре гектара — выделил город в долгосрочную аренду, за что им огромное спасибо, потому что больше нигде в России власти так навстречу не пошли, — рассказывает Виктория. — Мы дополнили идею Люберец и создали целый комплекс ритуальных услуг для животных на одной территории.

Лесная зона с захоронениями больше всего похожа на человеческую

Цикл услуг включает в себя и доставку животных (есть специальные машины), и хранение (есть холодильная комната), и кремацию, и само захоронение. Причем кремация обязательна, поскольку по закону у нас животных можно хоронить только так.

— Мы раньше не знали специфику этих услуг, потому что никто на рынке этим не занимался. Подмосковные товарищи нам тоже в этом смысле помощь не оказали, потому что они построили кладбище для животных, но этим все и ограничилось, — делится Виктория. — Мы замахнулись на комплекс. Потому что мы решили, что людям будет очень интересно прощание с животными. У нас было два больших прощальных зала. Но оказалось, что это все не нужно. Человеку хочется очень тихой истории. Вообще прощание с животным — это всегда история в себе.

Поскольку все о своих животных вспоминают светло и по-доброму, на кладбище нет ничего черного. Исключение — несколько надгробий, но они такие только потому, что лучше видно изображение. А в целом даже урны для праха серые, не говоря уже о лентах.

Черные памятники — редкость, поскольку черный цвет на кладбище домашних животных не приветствуют
Могила лабрадора Лизы — одно из первых захоронений. Собака принадлежала молодому человеку и была его первой питомицей. Хозяин приезжает на могилу раз в год. Он взял второго лабрадора
Всех животных здесь кремируют — так положено по закону
Хозяева оставляют у могилок вещи, принадлежавшие питомцам

— У нас остался один небольшой прощальный зал. Кому-то он нужен, кто хочет какое-то время побыть с животным наедине. Никаких церемоний, мы, конечно, не проводим. Это глупо, — говорит Виктория. — Зато очень неглупо выслушать человека. Люди иногда приходят в ужасном состоянии, плачут подолгу, рыдают. У нас есть таблетки, витамины, валерьянка. Много платков для того, чтобы утешать. Или просто дать, чтобы человек мог сам сесть где-то и поплакать.

Кладбище делится на несколько секций. Лесная зона больше всего похожа на обычное человеческое кладбище, а вот колумбарий отличается. Обычно это ячейки под мраморной плитой, а здесь — ячейки под стеклом. Суть в том, что человек может положить туда любимые игрушки и фотографии своего питомца, если не в силах их выбросить. Во многих ячейках есть по две, три и даже четыре урны. Выглядит все это как своеобразные домики. По словам Виктории, места в колумбарии хватит еще лет на десять.

Цветные колумбарии
Внутри люди оставляют вещи своих питомцев

Есть у колумбария и традиционная мраморная стенка. Она появилась недавно и принадлежит зоозащитникам. Здесь хранится прах бездомных животных. В «Саду памяти» их кремируют за свой счет. «Последний приют для тех, кто больше всех в нем нуждается при жизни», — гласит эпитафия.

— К нам очень часто приезжают. Я не знаю, как часто приезжают на кладбище к людям, к животным приезжают очень часто. Причем это такие душевные визиты — всегда цветы новые, новые лампадки, высаживают цветы, кусты, — рассказывает Виктория. — Хозяева звонят, просят проверить лампы, не заросла ли могилка травой, убрать сухие листья.

Традиционная мраморная стенка
За некоторыми плитами хранится по несколько урн
У каждого хозяина есть ключ от плиты его питомца
Недавно появилась стенка для бездомных животных
Экскурсию нам проводит управляющая Виктория
За колумбарием — радужные зоны. Обычно они раскрашены в семь цветов радуги, а пока ждут обновления после зимы
Здесь хоронят тех питомцев, чьи владельцы не хотят оставлять их в лесной зоне

Трудновыполнимые или нереальные запросы у людей бывают редко.

— Хозяева могут делать так, как считают нужным. Единственное, против чего мы всегда: не надо ставить иконки и крестики, — говорит Виктория. — Это все-таки другая история. Люди — это люди, а животные — это животные, и это надо четко понимать. Как бы тепло мы к ним ни относились, не нужно превращать это в ритуалы. Давайте украсим захоронение любимыми игрушками.

Чтобы похоронить животное, придется изрядно потратиться. Стоимость индивидуальной кремации составляет 3–7 тысяч рублей. Общая выйдет дешевле — 1,5–4,5 тысячи. По 3 тысячи стоят захоронения в лесной зоне или на радужном кладбище, в колумбарной ячейке под мраморной плиткой — тоже 3 тысячи рублей, под стеклянной — 5 тысяч рублей. А со второго года придется платить аренду за содержание могилки — 2 тысячи рублей в год. Стоимость традиционного памятника — от 7,5 до 15,5 тысячи рублей.

Самые, пожалуй, примечательные надгробия — два домика-будки в лесной зоне.

— Однажды к нам приехал человек, сказал, что вообще не хочет традиционный памятник. У него была собака любимая, он захотел что-то вроде будки. Мы, конечно, измучились. Это был первый такой заказ. Предлагали ему эскизы — он решил делать сам. Ладно. Мы не против — сделайте и привезите, только поставьте корректно с нашей помощью, — рассказывает Виктория. — Приезжает через месяц машина с грохотом. Трехэтажный домик. Сверху — в целый дополнительный этаж — крест. Я сказала, что уважаю чувства, домик — это оригинально и красиво, но крест не надо. Зачем злить людей и отталкивать тех, кто сюда приходит и этого не приемлет? Мужчина согласился, мы его убрали. Зато мы разрешили поставить скамейку, хозяин приезжает.

Этот домик построил мужчина для своей любимой собаки. Иногда он ее навещает. Стоимость подобного сооружения — около 10 000 рублей

Второй домик поставила девушка в память о любимой кошке, которую она считала лучшим другом. Хозяйка хотела сделать на память что-то оригинальное и увидела тот самый трехэтажный домик, о котором говорилось выше.

— Мы объяснили, что это делали не мы, а человек сам. Она говорит: «А вы сможете?» «Смотря что вы хотите». «Я хочу Кошкин дом из мультика». Мы срисовали с мультика. Купили доски, сколотили. Она тут же поселила тут мишек. Приезжает раз в две недели с букетом белых роз. Обязательно несколько нам отдает, остальное кладет на землю. Обыватель обычный говорит — это придурь какая-то? Я тоже так думала, пока не начала здесь работать. А сейчас точно знаю: человек должен утешаться так, как ему легче. Если ей легче с букетом белых роз и таким домиком — прекрасно. Ей легче, она улыбается, взяла еще двух животных с передержки.

Домик для кошки по примеру Кошкиного дома из мультика
Хозяйка приезжает примерно раз в две недели
Игрушки не только снаружи, но и внутри

Скоро рядом появится еще один домик или что-то не менее оригинальное — для собачки по имени Шнаппи, которая недавно умерла. Урна пока хранится дома у девушки, ее хозяйки. В «Саду памяти», кстати, не настаивают, чтобы питомцев хоронили именно здесь. Прах можно забрать и захоронить, например, на даче.

Еще одно примечательное надгробие — у львицы Челси. Эта история случилась в 2014 году. Женщина перевозила девятимесячную львицу на поезде, выдав за кошку. В пути животное сумело освободиться. Поскольку Челси вела себя неспокойно, хозяйка обратилась за помощью. Прибывшая на место транспортная полиция вколола львице снотворное. После этого животное скончалось. Хозяйка же просто уехала.

Львица Челси погибла в результате безответственности людей

— Нам не хотели отдавать Челси, — вспоминает Виктория. — Мы просили, хотели похоронить ее по-человечески. Все лето ее держали в морозильнике в какой-то ветклинике. В результате нам ее дали. Мы это все сделали на свои деньги — забрали, кремировали. Сделали ей плиту. Сюда приезжают тоже. Вот, люди принесли еду, консервы. Мы всегда кладем сюда цветы.

На надгробии Челси говорится: «Последний приют странницы поневоле». Становится грустно.

Есть на территории кладбища и здание, где люди ждут, пока завершится кремация. В комнате розовые обои и мягкие кресла. А еще есть рюмки для тех, кому очень сложно перенести смерть питомца.

Зал ожидания. Здесь можно посидеть, пока идет кремация
Иногда клиенты просят рюмки
А это фотообои — тот самый лес, где расположено кладбище

Виктория не отрицает, что кладбище домашних животных — это коммерческий проект. И все же без человечного отношения этот бизнес бы не продержался.

— Человеку, который сюда приезжает, должно быть легче, а не тяжелее, — уверена Виктория.

Оградок почти нет, а если есть, то низкие
Здесь оградка из кустарника, которую попросили высадить хозяева питомца
Висят лампы, чтобы навещать животное можно было и вечером
За могилками постоянно ухаживают
Люди оставляют игрушки
Примеры надгробий
Так выглядят двери
Есть даже биоразлагаемые гробы
Так выглядят урны с прахом. Они ждут захоронения

Ранее в рубрике «Кладбища с историей» мы рассказывали, где похоронены люди, изменившие Екатеринбург, — от первого садовода до цареубийцы. Также мы писали о Восточном кладбище, где похоронены жертвы биологического оружия. Кроме того, мы рассказали про два заброшенных некрополя (включая мусульманский), погуляли по Михайловскому кладбищу, где похоронен автор русского перевода «Интернационала» и где находится могила одного из основателей консерватории и филармонии в Екатеринбурге. Мы писали и о том, где хоронили уральскую элиту XIX века. Гуляли по аллее артистов, где покоятся актеры уральских театров. А также показывали шикарные надгробия уральских цыган и бандитов, перебивших друг друга в лихие 90-е.

Фото: Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Это защитит вас от женской неверности?» Екатеринбуржец разгромил идею вступать в официальный брак
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Лопнет или сдуется? Как в России возник ипотечный пузырь и что с ним будет дальше
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Рекомендуем
Знакомства
Объявления