Спасатель Уральского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России Роман Никитин, который вместе с коллегами ведет канал на YouTube о разрухе в МЧС, вчера, 30 мая, был уволен со службы. Официальная причина — Никитин не прошел переаттестацию. Сам Роман уверен, что его намеренно выдавливали с работы за профсоюзную деятельность.
— Роман, напомни, зачем вы вообще создали свой канал?
— Был у нас такой начальник Сибирского регионального центра МЧС России Сергей Диденко. Его еще в феврале этого года сняли с должности. Он наш отряд форменным образом ненавидел. Лишил аттестации на многие работы, финансировал по остаточному принципу. И вообще всячески добивался, чтобы нас то расформировали, то перевели в другой город. А потом были крупные работы на наводнении в Ишиме, парни сутками работали. И министерство им задолжало крупные суммы. А Диденко сказал нашему тогдашнему начальнику: «Плохо работаете с людьми, объясните им, что деньги им не нужны».
Тогда, это был 2017 год, мы создали свою профсоюзную организацию, чтобы как-то защищать свои права. У нас в отряде примерно 90 спасателей, из них 70 вошло в профсоюз. Стали бороться в законном ключе с этим бардаком. Ну и на YouTube тоже видео стали публиковать, чтобы привлечь внимание к проблемам в МЧС. Стали писать во все инстанции. В конечном итоге нам эти деньги выдали. Часть, правда, отгулами предоставили, ну да ладно.
Это первый ролик спасателей. В нем Роман Никитин назвал показухой прошедшие в апреле прошлого года учения на Белоярском водохранилище
— Деньги выплатили, и что дальше?
— Начальника нашего сняли тогда. А вместо него поставили человека, который в пожарной охране раньше ведал материально-технической частью, — Игоря Макарова. То есть хозяйственник, а не спасатель. Ну он и нахозяйствовал. Например, в прошлом году перед ЧМ-2018 отряду было выделено 700 000 рублей на ремонт техники. Из них примерно половину отряд не увидел. Мы как профсоюз обратились с заявлением в полицию, написали в прокуратуру. Как так: деньги ушли, техника не отремонтирована. Но ничего доказать не удалось. До конца историю не довели. Но министерская проверка приехала во главе с представителем собственной безопасности МЧС. Уехала комиссия с заявлением Макарова по собственному желанию. Сейчас он вообще не в структуре МЧС, а ведает поставками коммунальных ресурсов в Заречный.
— Кто стал начальником вместо него?
— Мы в это же время пришли к начальнику ГУ МЧС по Свердловской области и предложили свою кандидатуру на должность руководителя отряда — Анатолия Иотова. Одного из наших, из тех, кто в отряде много лет спасателем работал. И пришли к соглашению: мы прекращаем свои публичные профсоюзные мероприятия, а нам утверждают нашу кандидатуру.
— Ну это же победа, что пошло не так?
— Мы тоже так подумали, а потом нас начали планомерно давить. Для начала всяких бумаг и бюрократии прибавилось. Ну это ладно. Но были вещи и посерьезнее. Например, на ВИЗе есть недостроенная водно-спасательная станция. Ее, вообще-то, для нашего отряда строили, но находится она на балансе главка. Во время ЧМ там какие-то военные размещались, так что охрана была. А потом ЧМ кончился, они ушли. И почти сразу оттуда «ушел» дорогой генератор — неизвестно куда. Тогда главк нас, спасателей, решил заставить там дежурить как охранников.
Мы возмутились, сказали, что не сторожа, постоянно там торчать не будем, но стали время от времени туда заглядывать — просто проверить. 11 апреля этого года заезжаем, а там окно разбито. Вызвали полицию, зашли внутрь. А там куча бытовой техники в заводской упаковке. И всякие вещи с брендом интернет-магазина E96.ru, который официально признан банкротом. Вот откуда в помещении МЧС техника обанкротившегося магазина? И что было бы со спасателем-охранником, который бы здесь дежурил вне своих должностных обязанностей, если бы сюда приехали сотрудники ОБЭП с каким-нибудь рейдом или проверкой?
Потом у нас пытались забрать всю современную технику: машины, квадроциклы, снегоходы. У нас в зоне ответственности отряда шесть субъектов Федерации, а нас хотят без оборудования оставить.
— А как успехи нового начальника?
— Его назначили с испытательным сроком на полгода. И практически сразу начали ему лепить всякие выговоры по самым надуманным поводам. Например, есть у нас катер, который не пойми как эксплуатировался при прошлом руководстве. Поступает сверху приказ подготовить к работе, поставить на дежурство. А там элементарно не хватает запчастей, и денег на их покупку никто не выделяет. Мы не можем поставить на дежурство катер, начальник отряда получает выговор. И это только один пример. Другой выговор, к примеру, он получил за то, что у нас в шкафчиках беспорядок и вообще на базе. А у нас просто места нет. Живем почти на стройке. Это не беспорядок, а теснота.
При этом за время работы данного начальника у нас число выездов выросло на 80%. Прошлый нас вообще никуда не отправлял, даже полиции и прокуратуре отказывал. Лежит в Асбесте в карьере труп на дне, вот и пусть дальше лежит. Когда руководителем стал Анатолий, у нас в среднем по два выезда за смену — то есть каждый день вместе с выходными. За время его работы больше 260 спасенных. И завалы после взрыва в Магнитогорске мы разгребали, и пропавших девушек в горах, где Казанский Камень, искали, и экспедицию прокуратуры на перевал Дятлова обеспечивали. Отряд же заработал как надо, как и должно быть. А у нас начальнику выговоры идут за то, что в шкафчиках непорядок или в тетрадке у кого-то нет нужной записи. И в лицо говорят: «Руководить не будешь, испытательный срок кончится, и всё, до свидания». Срок у него в июле заканчивается.
— И что намерен делать ваш профсоюз?
— За начальника бороться. Мы вчера ходили в главк — человек 50 спасателей, то есть все, у кого возможность была. И заявили, что требуем оставить нашего текущего начальника в должности, а не менять его на очередного хозяйственника.
— Ну начальник пока в должности хотя бы до июля, а ты уже уволен. Как так получилось?
— Я заместитель председателя профсоюза, и на меня в руководстве у многих зуб. И, используя бюрократические заморочки, меня просто не допустили до переаттестации. Каждый спасатель раз в три года ее должен проходить. А мне не дали. И, соответственно, уволили. Надавив на нашего начальника, которого мы же защищаем. Он не имеет права не выполнить распоряжение. Так что теперь я официально безработный. Пока что. Я намерен подать в суд и добиться восстановления в должности. Переаттестации не боюсь, готов ее хоть сейчас сдать.
На этом закончился разговор с Романом Никитиным. И в тот же вечер другой бывший спасатель и активист Анатолий Долговых разместил у себя на странице во «ВКонтакте» публичное обращение к московскому руководству МЧС. Анатолий сообщает, что он и другие сотрудники ведомства (бывшие и действующие) намерены выступить в поддержку текущего начальника регионального поисково-спасательного отряда МЧС РФ Анатолия Иотова. И обещает очередную порцию видео с откровениями сотрудников МЧС.
Мы отправили запрос в региональное управление МЧС, но на момент публикации получить комментарий не удалось.
Фото: страница Романа НИКИТИНА / vk.com
Видео: предоставлено спасателями УрПСО