7 марта 1964 года в Екатеринбурге официально открылся бытовой комбинат «Рубин». Для нашего города это здание культовое, можно сказать, один из первых небоскребов — целых девять этажей наслаждения для жителей Свердловска. Почему наслаждения? Здесь открылись кафе и столовая, мужская парикмахерская и женский салон красоты, мастерская по ремонту одежды и обуви, ателье, фотостудия — этакий аналог современного торгового центра.
К 56-летию «Рубина» вместе с научным сотрудником Музея истории Евгением Бурденковым вспоминаем, когда на углу Малышева — 8 Марта решили построить Центральный комбинат бытового обслуживания, как шел этот процесс и какое значение «Рубин» имел для города.
Что было до «Рубина»
Для начала немного окунемся в далекую историю. До того, как на Малышева — 8 Марта появился «Рубин», здесь стояла Свято-Духовская церковь (Малый Златоуст) — первый каменный храм Екатеринбурга, заложенный ещё в 1755 году.
«Храм возводился на средства уральского купца Филиппа Сокольникова, — говорится на сайте информационно-туристической службы Екатеринбурга. — Строительство велось в течение нескольких десятилетий: в 1759 году был освящён северный придел храма — во имя святого Иоанна Златоуста (отсюда и народное название храма), в 1768 году был освящён главный храм, а в 1786 году — южный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы, давший название Покровскому проспекту (сегодня — улица Малышева)».
Малый Златоуст находился здесь вплоть до 1928 года, а затем власти признали его ветхим и под этим предлогом снесли. На самом деле площадка нужна была для того, чтобы хранить стройматериалы, необходимые для возведения Дома контор, который появился напротив. Затем здесь находились деревянные помещения — часовая мастерская, ларьки. И лишь спустя десятки лет появилась идея превратить это место в общественный центр.
Объявление о начале строительства
10 октября 1958 года в газете «Уральский рабочий» вышел «репортаж из будущего» под названием «Знакомьтесь — ЦКБО». В нем автор В. Кичин писал, что через несколько лет перекресток 8 Марта и Малышева (который «нельзя отнести к числу самых привлекательных мест Свердловска») будет трудно узнать. И предлагал читателям «отправиться в путешествие в ближайшее будущее».
«Мы в том же месте, о котором шла речь вначале. Собственно перекрестка уже нет — есть просторная площадь. Улица 8 Марта стала прямой и одинаково широкой на всем протяжении. А там, где стояли мастерские, сияет стеклом девятиэтажный комбинат бытового обслуживания — ЦКБО, — описывал Кичин. — Построенное в современном стиле с применением новейших материалов, это здание радует глаз простотой и строгостью линий. Особенно красиво оно должно быть вечером, когда вспыхивают огни рекламы, а сквозь сплошную пилообразную стеклянную стену фасада на улицу свободно льются потоки света».
На первом этаже, по описанию Кичина, должно было появиться кафе-автомат. Быстро и дешево для тех, кто торопится. А для тех, кто хочет трапезничать спокойнее и дольше, — столовая с открытым балконом на втором этаже на 105 мест. «Теплыми вечерами хорошо провести время в таком летнем кафе, слушая музыку», — писал журналист.
Но, конечно же, уверял он, и в других помещениях ЦКБО будет много света и воздуха, благодаря материалам, часть которых (как же без этого) производится в Свердловской области.
«Поднимемся дальше. Здесь девять этажей. Высоковато! Но это не страшно. Никому не придется отсчитывать ступеньки девяти лестничных пролетов: быстроходные лифты мигом доставят вас на любой этаж», — писал Кичин.
Дальше он продолжил рассказывать, что будет на каждом этаже. На третьем — парикмахерские, мужской и детский залы. Первый рассчитан на 17 кресел, второй — на шесть. По словам Кичина, таких больших парикмахерских в Свердловске еще не было.
Четвертый этаж — для женщин: «Парикмахерская на 26 мест, косметические кабинеты, оснащенные новейшим оборудованием, первоклассные мастера красоты».
На пятом этаже — мастерская мелкого ремонта одежды, на шестом и седьмом — выставочные залы одежды, а на восьмом — мастерские портных, куда посторонним вход воспрещен. Девятый этаж предназначается под ателье художественной фотографии.
«Ну, а теперь спустимся вниз. Время путешествия истекает, а нам еще нужно сообщить, кто создал это великолепное здание. Его авторы — архитекторы института «Свердгорпроект» П. Д. Деминцев и Ф. С. Таксис», — рассказывал Кичин.
Завершалась же статья обещанием, что строительство начнется в следующем году.
Как шло строительство
Строительство действительно началось. Судя по фотографии, размещенной в газете в апреле 1962 года, к тому времени уже почти полностью была закончена коробка здания.
А 1 октября 1963 года вышло интервью с директором комбината Алексеем Семеновичем Перминовым. Он подтвердил планы на использование комбината:
«Здание, как известно, девятиэтажное. Первые два этажа займут кафе-автомат на 60 мест и столовая на сто мест. Затем, поэтажно, располагаются мужская парикмахерская, где предусмотрен и детский зал на шесть кресел: дамская парикмахерская на десять основных кресел с кабинетами косметики, маникюра и педикюра. Весь пятый этаж займут мастерские мелкого ремонта одежды, обуви, кожгалантереи, часов, авторучек и т. п., а на шестом разместится ателье головных уборов с залом заказов, производственными и подсобными помещениями. Седьмой, восьмой и девятый этажи будут заняты соответственно выставочным павильоном современной одежды и пошивочными мастерскими, где горожане смогут заказать себе костюм, пальто, платье или другую обнову».
В этом же интервью Перминов отметил, что «отделка многих бытовых и производственных помещений комплекса решена архитекторами на принципиально новой основе».
«В практику внедрены различные слоистые пластики, пластмассы, полихлорвиниловая и полистирольная плитки, — рассказывал он. — Новыми материалами отделаны полы, стены, лестничные поручни. Пластики имеют серо-коричневые, в основном светлые тона, отчего все помещения в ясный день кажутся насквозь пронизанными солнцем. Словом, чувствуется, что авторы проекта вложили в свое детище много выдумки».
Он также уточнил, что пассажирский лифт будет ездить только до седьмого этажа. Но предусмотрены также грузовые лифты, подъемники и другая механизация. Кроме того, директор сообщил, что холлы, приемные и производственные помещения будут оборудованы удобной современной мебелью.
«Просто и вместе с тем изысканно решено искусственное освещение: ведется монтаж новейших осветительных приборов», — рассказывал Перминов.
Очевидно, с темпами работ была какая-то заминка, поскольку журналист спросил, что сдерживает своевременный ввод в эксплуатацию нового комбината. Ответ он получил следующий:
«Хорошо работают строители! Особенно достается прорабу участка Геннадию Константиновичу Парышникову. Некоторые материалы ему приходится прямо-таки выколачивать. Но самые серьезные претензии у нас сейчас к Свердлторгрекламе. Плохо откликаются художники на наши запросы. А время не ждет. Надо, чтобы все организации, принимающие участие в создании первого в нашей стране бытового комбината такого типа, прониклись важностью стоящих перед ними задач. Тогда свердловчане получат в свое пользование новый бытовой комплекс к празднику Великого Октября».
Название «Рубин»
К празднику Великого Октября комбинат так и не открылся. К 18 января 1964 года его только собирались показывать приемочной комиссии. В репортаже «Бытовой комбинат вступает в строй» журналист С. Быданцев рассказывал, как движется строительство.
Он отмечал, что строительство девятиэтажного здания в центре города — непростая задача, но архитекторы с ней справились. Чтобы не трогать существующую историческую застройку, и было решено «поднять» здание вверх, а не строить вдоль, как это делали раньше.
«Полезная площадь здания — 3563 квадратных метра, — рассказывал журналисту архитектор Петр Деминцев. — Это почти два шестидесятиквартирных дома. В комбинате около ста самых различных помещений».
По подсчетам Быданцева, если бы посетитель провел в каждом помещении две-три минуты, у него ушло бы около пяти часов на полный осмотр комбината.
В этой же статье есть и намек на то, почему здание получило название «Рубин». Когда Быданцев гулял по комбинату со строителем Виктором Коноваловым, они встретили множество рабочих. С каждым Коновалов здоровался, про каждого рассказывал историю, а также делился тем, с какими трудностями они столкнулись во время работы.
«Я слушаю его и убеждаюсь — да, символично звучит название комбината, — писал Быданцев. — Рубин — это драгоценный камень, который не приобретает своей драгоценной, настоящей красоты, пока не пройдет через руки гранильщиков. И если мысль архитекторов, их эскизы и проекты сравнить с удачной находкой, то окончательную красоту зданию придали вот эти рабочие люди, мастера».
Он также отметил, что по вечерам каждое помещение здания будет светиться разными цветами. Возможно, и поэтому тоже комбинат стал «Рубином».
Торжественное открытие
Официальное открытие «Рубина» состоялось через пару месяцев — в субботу, 8 марта 1964 года. Была торжественно перерезана красная ленточка, приехали почетные гости. Репортаж с открытия вышел на следующий день под названием «С днем рождения, «Рубин»!». Из него мы можем узнать, что заместитель председателя горисполкома А. П. Алимова заявила, что «Рубин» — самый большой комбинат в Советском Союзе.
«Строители преподнесли горожанам хороший подарок ко дню 8 Марта», — сказала она.
Также в этом репортаже были первые отзывы из книги отзывов столовой:
«Чудесная, современная столовая, милые, добрые улыбки. И блюда вкусные», — написали рабочие заводов, продавцы магазина «Подарки» и студентка Уральского политехнического института.
Одним из первых посетителей мужской парикмахерской стал строитель «Рубина» Б. Волков. «Выйдет от нас помолодевшим», — обещали парикмахеры.
Много людей было и в женском отделе, и на следующих этажах, где можно было посмотреть одежду и заказать пошив. Например, костюм себе заказал житель Шалинского района, работник автоколонны В. Кебич. Ему пообещали, что все будет готово через 15 дней.
Завершая репортаж, автор Ю. Гендерт отмечал, что впечатления у него отличные.
«Во-первых, свердловчане получили дворец-сказку, где их будут обслуживать более 400 человек. Труженики быта оказывают тут около 70 видов различных услуг. Во-вторых, «Рубин» поражает своей красотой, он блещет изяществом, как хорошо ограненный уральский самоцвет», — писал он.
В заключение журналист приглашал всех в комбинат: «Заходите, вас ждут радость и приветливые улыбки».
Наше время
К началу XXI века необходимость в комбинате отпала, и постепенно он превратился в обычный офисный центр. Вывеску «Рубин» сменила «Брусника» — и обратно. Название менялось несколько раз. Мы даже делали шуточную подборку вариантов того, какое еще название для здания можно собрать из слова брусника.
Фото: 1723.RU, «Уральский рабочий», архив Евгения Бурденкова