Город Кладбища с историей Места_Екб История_Екб репортаж Кладбища с историей: где хоронили уральскую элиту XIX века и откуда там взялись останки младенцев

Кладбища с историей: где хоронили уральскую элиту XIX века и откуда там взялись останки младенцев

Рассказываем, что было на месте парка «Зеленая Роща» и Ново-Тихвинского женского монастыря

На месте кладбища у собора Александра Невского установили кенотафы — надгробия без останков под ними

Сейчас Зеленая Роща — это один из самых красивых парков Екатеринбурга, а в конце XVIII — начале XIX веков здесь было крупное городское кладбище. Там, где сейчас находится комплекс Ново-Тихвинского женского монастыря, располагалась его «элитная часть»: в этом месте хоронили почетных граждан города. Недавно часть разрушенных надгробий восстановили. Мы с историком Татьяной Мосуновой прогулялись по территории бывшего кладбища и вспомнили его историю.

— Кладбище на этом месте образовалось в конце XVIII века. Можно сказать, что с этого и начинается история комплекса, знакового не только для города, но и для страны, — начинает Татьяна Мосунова. — При кладбище был домик. Планировалось, что в нем поселится священник, но пока не находилось подходящего человека, в нем поселилась небольшая женская община.

В основном община состояла из неимущих вдов и девушек-сирот из Екатеринбурга и окрестных селений. Их домик прозвали «общежительный призирательный дом». Рядом находилась деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую в 1782 году построил купец первой гильдии Иван Иванович Хлепетин, чья жена была похоронена на здешнем кладбище. Позднее девушкам официально позволили жить при церкви. Они зарабатывали на жизнь, отпевая усопших и занимаясь рукоделием.

Собор Александра Невского был построен по проекту архитектора Малахова, которого впоследствии похоронили рядом

К 1809 году по указу Александра I в Екатеринбурге был официально учрежден Ново-Тихвинский женский монастырь. Первой настоятельницей стала Татьяна Митрофанова-Костромина, постриженная под именем Таисия. А к концу XIX века в комплексе проживали уже 900 насельниц — не только монахини, но и обычные девушки.

— Территория монастыря была огромной. Первое кладбище находилось чуть левее от собора Александра Невского, там, где была Успенская церковь. Но постепенно центр кладбищенский сместился, — рассказывает Татьяна Мосунова.

Там, где сейчас Зеленая Роща, хоронили обычных горожан, а место вокруг собора Александра Невского постепенно отдали почетным гражданам.

Архивных фотографий кладбища почти не осталось

— Монастырь существовал до начала 1930-х годов. Потом начались гонения, — рассказывает Татьяна Мосунова. — Сначала из монастыря забрали все ценное. Затем его передали для разных нужд. Одна из очевидиц рассказывала, что в соборе Александра Невского чинили танки. Постепенно было решено уничтожить кладбище, которое здесь находилось.

Кенотафы появились совсем недавно

Красивые памятники и ограды разобрали, чтобы повторно использовать при строительстве. А то, что для стройки не подошло, просто закопали в землю. Монастырские архивы были сожжены, а вместе с ними сгорела информация о тех, кто лежал на этом кладбище.

Тем не менее удалось установить, что здесь был похоронен известный архитектор Михаил Павлович Малахов, который построил собор Александра Невского и другие знаковые здания Екатеринбурга. У крупного уральского солепромышленника и горнозаводчика Алексея Федоровича и его внуков Саломирских здесь был склеп. На этом же кладбище покоились родственники писателя Мамина-Сибиряка. Располагался на кладбище и участок для героев Отечественной войны 1812 года.

На этом кладбище покоились родственники писателя Мамина-Сибиряка

— Уже в наше время появилась мысль провести здесь раскопки. Они проводились научным образом в течение десяти лет — с 2002 по 2012 год, — рассказывает Татьяна Мосунова. — В итоге были обнаружены 400 останков. Их перенесли на монастырский участок Лесного кладбища. Во время этих раскопок архиепископ Викентий обещал, что будут восстановлены некоторые могилы тех, кто лежал на этом кладбище.

Так у собора Александра Невского появились кенотафы — надгробные памятники, под которыми нет останков. Их установили совсем недавно.

Все кенотафы разные и очень красивые
Некоторые останки удалось опознать

— Еще в древности появилась традиция создавать такие символические могилы, если тело не обнаружено по разным причинам, — рассказывает Татьяна Мосунова. — Нам эта практика хорошо знакома — почти в каждом городе есть какой-нибудь мемориал и не обязательно, чтобы под ним лежали останки.

Все кенотафы у собора Александра Невского различаются. Один из самых красивых установлен архитектору Малахову. Он родился на Украине, учился в Петербурге, а работал — в Екатеринбурге.

— Михаил Малахов был из социальных низов, но это не мешало ему быть очень талантливым человеком, — говорит Татьяна Мосунова. — Для нашего города он сделал очень многое. Малахов разработал первый генеральный план города. Кроме того, он возвел несколько самых известных сегодня зданий: собор Александра Невского, Дом главного начальника уральских горных заводов на Набережной Рабочей Молодежи, Горную аптеку — ныне Музей камнерезного и ювелирного искусства, здание, где сейчас находится консерватория. То есть это был архитектор классицизма. И здесь, в Екатеринбурге, после трудов праведных он был упокоен.

Многие старые здания в Екатеринбурге построены по проектам Михаила Малахова
Малахов создал первый Генеральный план Екатеринбурга

Во время раскопок были найдены останки краеведа Наркиза Константиновича Чупина. Он умер в 1882 году.

— Наркиз Чупин был одним из основателей Уральского общества любителей естествознания. Для XIX века это все равно, что основать в Екатеринбурге «Сколково», — считает Татьяна Мосунова. — Чупин был преподавателем горного училища, но по собственной инициативе занимался сбором разных интересных фактов по истории Урала. А затем он издал географический и статистический словарь, который полностью описал все, что находится на Урале. Фактически это первая уральская Википедия по нашим окрестностям.

Наркиз Чупин — создатель первой краеведческой «Википедии» на Урале
Сейчас краеведы получают награду имени Чупина за особые успехи

В свое время в соборе Александра Невского были краеведческий музей и библиотека, в которой работала Татьяна Мосунова.

— С нами работала очень пожилая библиотекарша. Она рассказывала, что ей еще более пожилые люди показывали, где конкретно находилась могила Чупина, — говорит Татьяна Мосунова. — Но я сейчас вижу, что кенотаф немного в другом месте, возможно, она ошибалась. Дело все в том, что Чупина удалось опознать. В том месте, где он приблизительно мог лежать, нашли мужчину нужного века, примерно его возраста, с окладистой седой бородой, в бордово-коричневом сюртуке. Останки перенесли на Лесное кладбище, но, говорят, планируют вернуть на историческое место.

Кроме того, установлено, что на этом кладбище был похоронен Михаил Ананьевич Нуров — один из городских голов, который к тому же был очень влиятельным купцом. Он подарил городу сквер Нурова, где сейчас стоит памятник Александру Попову. Кроме того, Нуров организовывал очень много благотворительных проектов: почти вся благотворительность в конце XIX века была под его началом. Жил Нуров на улице Архиерейской (ныне Чапаева). В те времена это была уральская Рублевка.

Михаил Ананьевич Нуров — один из городских голов и благотворитель

Почетное место занимают кенотафы игуменьям, благодаря которым вырос монастырский комплекс. С 1809 года их было всего шесть, да и то две руководили монастырем очень короткое время. Тех, что управляли больше 20 лет, — четыре.

В ряд — кенотафы игуменьям, которых всего за историю монастыря было шесть, а прослуживших больше 20 лет — четыре
Игуменья Таисия — женщина, благодаря которой появился монастырь
Такие кресты вряд ли встретишь на обычном кладбище
Александр Черкасов — еще один городской голова, а по совместительству писатель
Иван Фелькнер — помощник горного начальника Екатеринбургских заводов. Почетная должность того времени

Интересно, что еще одни раскопки на территории Ново-Тихвинского монастыря проводили в 2017 году. Тогда здесь нашли склепы с останками младенцев. По словам Татьяны Мосуновой, это неудивительно: «элитная» часть кладбища не сразу стала такой, сначала там хоронили свободно. Поэтому подозревать монахинь в тайном детоубийстве не стоит.

Несмотря на то что во время раскопок было найдено немало надгробий, большая их часть все еще хранится где-то в земле: как на территории Ново-Тихвинского монастыря, так и в парке «Зеленая Роща».

Где-то под этими деревьями все еще находятся человеческие останки
Надгробных камней в парке нет. Есть вот такой — в память о заложенной аллее
Белочке неважно, что здесь было раньше, а вам?

Фото: Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / E1.RU, архив Татьяны Мосуновой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Площадь — 25 квадратов, а в реестр вписали 255». Как легко разориться на налогах из-за ошибок в документах
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Знакомства
Объявления