Сейчас Зеленая Роща — это один из самых красивых парков Екатеринбурга, а в конце XVIII — начале XIX веков здесь было крупное городское кладбище. Там, где сейчас находится комплекс Ново-Тихвинского женского монастыря, располагалась его «элитная часть»: в этом месте хоронили почетных граждан города. Недавно часть разрушенных надгробий восстановили. Мы с историком Татьяной Мосуновой прогулялись по территории бывшего кладбища и вспомнили его историю.
— Кладбище на этом месте образовалось в конце XVIII века. Можно сказать, что с этого и начинается история комплекса, знакового не только для города, но и для страны, — начинает Татьяна Мосунова. — При кладбище был домик. Планировалось, что в нем поселится священник, но пока не находилось подходящего человека, в нем поселилась небольшая женская община.
В основном община состояла из неимущих вдов и девушек-сирот из Екатеринбурга и окрестных селений. Их домик прозвали «общежительный призирательный дом». Рядом находилась деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую в 1782 году построил купец первой гильдии Иван Иванович Хлепетин, чья жена была похоронена на здешнем кладбище. Позднее девушкам официально позволили жить при церкви. Они зарабатывали на жизнь, отпевая усопших и занимаясь рукоделием.
К 1809 году по указу Александра I в Екатеринбурге был официально учрежден Ново-Тихвинский женский монастырь. Первой настоятельницей стала Татьяна Митрофанова-Костромина, постриженная под именем Таисия. А к концу XIX века в комплексе проживали уже 900 насельниц — не только монахини, но и обычные девушки.
— Территория монастыря была огромной. Первое кладбище находилось чуть левее от собора Александра Невского, там, где была Успенская церковь. Но постепенно центр кладбищенский сместился, — рассказывает Татьяна Мосунова.
Там, где сейчас Зеленая Роща, хоронили обычных горожан, а место вокруг собора Александра Невского постепенно отдали почетным гражданам.
— Монастырь существовал до начала 1930-х годов. Потом начались гонения, — рассказывает Татьяна Мосунова. — Сначала из монастыря забрали все ценное. Затем его передали для разных нужд. Одна из очевидиц рассказывала, что в соборе Александра Невского чинили танки. Постепенно было решено уничтожить кладбище, которое здесь находилось.
Красивые памятники и ограды разобрали, чтобы повторно использовать при строительстве. А то, что для стройки не подошло, просто закопали в землю. Монастырские архивы были сожжены, а вместе с ними сгорела информация о тех, кто лежал на этом кладбище.
Тем не менее удалось установить, что здесь был похоронен известный архитектор Михаил Павлович Малахов, который построил собор Александра Невского и другие знаковые здания Екатеринбурга. У крупного уральского солепромышленника и горнозаводчика Алексея Федоровича и его внуков Саломирских здесь был склеп. На этом же кладбище покоились родственники писателя Мамина-Сибиряка. Располагался на кладбище и участок для героев Отечественной войны 1812 года.
— Уже в наше время появилась мысль провести здесь раскопки. Они проводились научным образом в течение десяти лет — с 2002 по 2012 год, — рассказывает Татьяна Мосунова. — В итоге были обнаружены 400 останков. Их перенесли на монастырский участок Лесного кладбища. Во время этих раскопок архиепископ Викентий обещал, что будут восстановлены некоторые могилы тех, кто лежал на этом кладбище.
Так у собора Александра Невского появились кенотафы — надгробные памятники, под которыми нет останков. Их установили совсем недавно.
— Еще в древности появилась традиция создавать такие символические могилы, если тело не обнаружено по разным причинам, — рассказывает Татьяна Мосунова. — Нам эта практика хорошо знакома — почти в каждом городе есть какой-нибудь мемориал и не обязательно, чтобы под ним лежали останки.
Все кенотафы у собора Александра Невского различаются. Один из самых красивых установлен архитектору Малахову. Он родился на Украине, учился в Петербурге, а работал — в Екатеринбурге.
— Михаил Малахов был из социальных низов, но это не мешало ему быть очень талантливым человеком, — говорит Татьяна Мосунова. — Для нашего города он сделал очень многое. Малахов разработал первый генеральный план города. Кроме того, он возвел несколько самых известных сегодня зданий: собор Александра Невского, Дом главного начальника уральских горных заводов на Набережной Рабочей Молодежи, Горную аптеку — ныне Музей камнерезного и ювелирного искусства, здание, где сейчас находится консерватория. То есть это был архитектор классицизма. И здесь, в Екатеринбурге, после трудов праведных он был упокоен.
Во время раскопок были найдены останки краеведа Наркиза Константиновича Чупина. Он умер в 1882 году.
— Наркиз Чупин был одним из основателей Уральского общества любителей естествознания. Для XIX века это все равно, что основать в Екатеринбурге «Сколково», — считает Татьяна Мосунова. — Чупин был преподавателем горного училища, но по собственной инициативе занимался сбором разных интересных фактов по истории Урала. А затем он издал географический и статистический словарь, который полностью описал все, что находится на Урале. Фактически это первая уральская Википедия по нашим окрестностям.
В свое время в соборе Александра Невского были краеведческий музей и библиотека, в которой работала Татьяна Мосунова.
— С нами работала очень пожилая библиотекарша. Она рассказывала, что ей еще более пожилые люди показывали, где конкретно находилась могила Чупина, — говорит Татьяна Мосунова. — Но я сейчас вижу, что кенотаф немного в другом месте, возможно, она ошибалась. Дело все в том, что Чупина удалось опознать. В том месте, где он приблизительно мог лежать, нашли мужчину нужного века, примерно его возраста, с окладистой седой бородой, в бордово-коричневом сюртуке. Останки перенесли на Лесное кладбище, но, говорят, планируют вернуть на историческое место.
Кроме того, установлено, что на этом кладбище был похоронен Михаил Ананьевич Нуров — один из городских голов, который к тому же был очень влиятельным купцом. Он подарил городу сквер Нурова, где сейчас стоит памятник Александру Попову. Кроме того, Нуров организовывал очень много благотворительных проектов: почти вся благотворительность в конце XIX века была под его началом. Жил Нуров на улице Архиерейской (ныне Чапаева). В те времена это была уральская Рублевка.
Почетное место занимают кенотафы игуменьям, благодаря которым вырос монастырский комплекс. С 1809 года их было всего шесть, да и то две руководили монастырем очень короткое время. Тех, что управляли больше 20 лет, — четыре.
Интересно, что еще одни раскопки на территории Ново-Тихвинского монастыря проводили в 2017 году. Тогда здесь нашли склепы с останками младенцев. По словам Татьяны Мосуновой, это неудивительно: «элитная» часть кладбища не сразу стала такой, сначала там хоронили свободно. Поэтому подозревать монахинь в тайном детоубийстве не стоит.
Несмотря на то что во время раскопок было найдено немало надгробий, большая их часть все еще хранится где-то в земле: как на территории Ново-Тихвинского монастыря, так и в парке «Зеленая Роща».
Ранее в проекте «Кладбища с историей» мы рассказывали, где похоронены бандиты, перебившие друг друга в лихие 90-е. Гуляли по аллее артистов, где покоятся актеры уральских театров. А также показывали шикарные надгробия уральских цыган.
Фото: Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / E1.RU, архив Татьяны Мосуновой