Здание Окружного дома офицеров (ОДО) — это замечательный памятник архитектуры в Екатеринбурге. Когда-то дочь архитектора этого здания рассказывала нам его историю: изначально его начинали строить в стиле конструктивизма, а потом перестраивали под сталинский ампир. Могучие колонны, лепнина с советской символикой, башня со шпилем. Внутри такой же помпезный, роскошный интерьер: колонны, росписи, фрески, барельефы. Кажется, что за этими крепкими стенами — некий островок стабильности и во все времена военные его должны беречь. Но бывшие сотрудники Дома офицеров утверждают, что нынешнее руководство полностью развалило учреждение.
Ведущий методист Дома офицеров Елена Лаврова была уволена пару недель назад. В этой должности она проработала 22 года — с 1990 года по 2012-й. Потом при Анатолии Сердюкове (министр обороны РФ с 2007 по 2012 год) попала под массовые сокращения. А в августе 2018 года ее снова позвал на работу нынешний начальник Дома офицеров Станислав Довгалюк. Сам он занимает этот пост четвертый год.
— Станислав Владимирович сказал: надо выправлять ситуацию, возвращать бывших заказчиков, — рассказывает Елена. — С ним я не работала: когда меня сократили, руководитель был другой. Я пришла, ситуация аховая: счета заблокированы, долг за коммунальные услуги — 4 миллиона рублей, зарплата сотрудникам не выплачивается больше пяти месяцев, множество нарушений при оформлении сотрудников.
По данным системы «Контур.Фокус», суд взыскал с ОДО за последний год 2,1 миллиона рублей, а за три года проигранных дел в арбитражном суде накопилось на 5,2 миллиона рублей. Практически все эти суммы ОДО задолжал энергетикам за тепло и электричество. На данный момент счета учреждения арестованы.
Учредителем ОДО является Министерство обороны РФ. Из бюджета Дом офицеров финансируется частично, предполагается, что ОДО тоже должен зарабатывать. К тому же ресурсы есть. Большие площади, которые можно сдавать в аренду. Сам фасад Дома офицеров постоянно пестрит разными афишами, вывешенными между могучими колоннами: от гастролей до выставок шуб.
— И я начала работать с энтузиазмом, думала, все можно исправить. У меня было желание, энергия поднимать учреждение. — говорит Елена. — Первым делом я хотела сделать полную прозрачность расчетов, чтобы были определенные прайсы, скидки. Но заказчикам можно было назвать лишь две цифры: 90 тысяч (аренда) в будни, причем хоть два часа, хоть целый день. Либо 108 тысяч — выходной день. Кстати, это очень дорого, у наших конкурентов аренда 70 тысяч, и все включено — звук, персонал. У нас же отдельно платят за персонал, отдельно — за концертный звук. Но, когда я предлагала все это обсудить, пересмотреть, четко обозначить систему скидок, чтобы я смогла зацепить заказчика, мне сказали, чтобы я не совалась. Все переговоры с заказчиками шли за закрытыми дверями.
Елена утверждает, что огромные суммы за мероприятия шли мимо кассы Дома офицеров.
— У нас есть внутренний календарь мероприятий, там есть сведения, какие мероприятия будут проводиться, какого числа, какова их стоимость для заказчиков. Есть договоры с заказчиками. Любая проверка выяснит, что через кассу деньги не проведены. Например, каждая выставка белья или бальзамов ежемесячно приносит 30–60 тысяч. До ноября, пока мы не настояли, это шло мимо кассы Дома офицеров.
Такие же примеры приводит Ольга Ковалева, которая пока еще работает в ОДО. Недавно во время больничного ее перевели с должности администратора в библиотекари, но и оттуда, как она считает, ее выживут. Ее стаж в учреждении — два года.
— В кассу от одного из мероприятий на нашей сцене поступило 15 тысяч по договору, 10 тысяч заказчики отдали наличными за обслуживающий персонал, то есть это прошло через кассу, — рассказала Ольга. — А потом ко мне приходит этот заказчик и просит у меня документы на 200 тысяч о проведении мероприятия — 150 по договору и 50 за обслуживающий персонал. У меня есть аудиозапись этого разговора, я готова предоставить ее прокуратуре. Заказчик — одна общественная религиозная организация, у нас был религиозный семинар, они получили средства на его проведение, видимо, из бюджета. Понятно, что нужно отчитаться. Им нужен документ, а где я его возьму?
По словам Елены Лавровой, средства за мероприятия один раз выводили через ее зарплатную карту.
— Деньги за гастроли в основном проходят наличкой, — утверждает Елена Лаврова. — Например, через мою банковскую зарплатную карточку прогнали 150 тысяч. Если начнутся проверки, то можно в банке запросить чек о транзакции. Мы тогда ездили в один из областных городов, проводили праздник для крупного оборонного предприятия, было сделано три договора по 99 тысяч, то есть в сумме почти 300 тысяч. Все это было мимо кассы Дома офицеров, хотя артисты были от ОДО — ансамбль «Созвездие Урала», а часть артистов позвали из Ансамбля песни и пляски ЦВО. Договоры были заключены через некую фирму «Катюша» — общественную организацию в Перми. Предприятие — заказчик праздника — перевело по требованию Довгалюка деньги на эту фирму. А те перевели мне на карточку часть денег, часть денег — секретарю. И он попросил нас снять. Почти 50 тысяч фирма оставила себе за обналичку. Через эту фирму он часто обналичивал деньги за гастроли, ведь серьезные фирмы отказываются платить за мероприятия наличными.
— Вам кинули на зарплатную карточку большую сумму. Вы не понимали, что вас используют?
— Он пригрозил тогда: будешь возмущаться, посажу за то, что участвовала. Но потом уже пошла на открытое противостояние. Под брендом ОДО действует частная лавочка по проведению разных мероприятий: корпоративов, разных выставок, праздников, мероприятий. Мы готовы дать показания следователям.
Женщины подготовили обращение в штаб Центрального округа и в военную прокуратуру. В своих заявлениях они просят разобраться не только с финансовым состоянием учреждения, но и обратить внимание на их увольнения. Обе хотят продолжить свою работу в ОДО, но не при нынешнем руководстве.
Кстати, в 2015 году (ни Ольга, ни Елена в ОДО тогда не работали) в Доме офицеров уже проходили проверки. Бывший бухгалтер Дома офицеров Гульчира Сакенбаева обращалась в военную прокуратуру, к министру обороны Сергею Шойгу (ее письмо до сих пор сохранилось на сайте обращений президенту). Бывшая бухгалтер сообщала о подобных финансовых нарушениях. Но проверки и ревизии эту информацию не подтвердили.
Связаться с организацией «Катюша» пока не удалось, указанные в открытых источниках телефоны не отвечали.
«Нынешняя ситуация — наследие правления Сердюкова»
Мы обратились к начальнику Окружного дома офицеров Станиславу Довгалюку, чтобы выслушать его позицию. Станислав Владимирович дать комментарий лично не смог, объяснил «служебной загруженностью». Ситуацию прокомментировали сотрудники Дома офицеров — заведующая библиотекой Светлана Гненкова и ведущий юрист Дмитрий Коротких. Светлана Гненкова на службе в ОДО семь лет, Дмитрий Коротких — новый сотрудник, работает около месяца.
— Инициатор данного инцидента — гражданка Лаврова, на службу она была принята в конце августа 2018 года. Не проработав даже полгода, устраивает такой скандал! — говорит юрист. — В отношении Лавровой были не раз инициированы служебные проверки по поводу нарушений служебной дисциплины, фактов отсутствия на рабочем месте, неисполнения служебных обязанностей. По результатам проверок Лаврова была уволена по отрицательным мотивам (сама Елена Лаврова считает увольнение и выговоры незаконными и собирается оспаривать их в суде. — Прим. ред.). Помимо этого, в ходе проверок был выявлен ряд нарушений, по поводу которых мы будем обращаться в правоохранительные органы для возбуждения в отношении нее уголовных дел. Это обращение — способ уйти от ответственности, чтобы дезорганизовать работу всего Дома офицеров.
— Вы говорили про уголовные дела, что это за нарушения?
— Пока не имею права озвучивать, военная прокуратура в ближайшее время должна подключиться. Мы собираем информацию.
— Но вы не будете отрицать, что финансовое положение ОДО действительно тяжелое?
— Эти долги сформировались не сегодня и не вчера. А еще при бывшем начальнике, с тех времен, когда министром был Сердюков — при систематическом отсутствии финансирования. Долги как снежный ком увеличивались, но на сегодняшний день уже предприняты шаги к решению проблемы. Минобороны выделяет нам субсидии. Мы активно уходим от долгов, счета в ближайшее время будут разблокированы. Я веду переговоры с кредиторами, поставщиками ресурсов, думаю, в ближайшее время все выправится.
Представители ОДО заверили E1.RU, что все суммы от проведенных праздников и выставок идут строго в кассу. Информацию по поводу обналичивания денег юрист также отвергает. «Все идет через договоры, — заверили нас, — а что касается использования артистов на праздниках, то в штате Дома офицеров артистов просто нет».
Этот момент оспаривает Елена Лаврова:
— Зарплата артистов просто оплачивается из внебюджетных средств, но артисты все-таки прописаны в штате по внебюджету, это и есть ансамбль «Созвездие Урала», на зарплату им государство тоже выделяет деньги, и на гастроли мы выезжаем всем составом артистов.
Сотрудники ОДО уверяют, что готовы отчитаться о финансах при любой ревизии.
— Мы не утверждаем, что все хорошо, но это досталось нам от Сердюкова, — объясняет Дмитрий Коротких. — При этом мы работаем, проводим фестивали, смотры ансамблей, у нас программа по продвижению юнармейского движения, к нам приезжает весь Центральный регион, это грандиозная работа. Мы работаем, боремся. Наш костяк — бывшие военнослужащие, люди, которые преданы делу, они пытаются вывести учреждение из плачевной ситуации.
— Мы видим, знаем про недостатки, — признает Светлана. — Если есть средства, мы ремонтируем... Но, когда счет арестован, это очень трудно. Когда я прихожу в наши театры, смотрю, какая там обстановка, современный ремонт в тех же туалетах, переживаю: почему у нас не так! Парадокс в том, что мы относимся к Минобороны, а курирует нас Минкульт, потому что мы памятник архитектуры и у нас расположен музей. До конца ни одно из ведомств не хочет нас полностью финансировать. И все-таки состояние помещения у нас на твердую четверку.
В штабе Центрального военного округа подтвердили, что бывшие сотрудники обращались к командованию с письменным заявлением. «Обращение будет рассмотрено в предусмотренные законом сроки, по всем поставленным в обращении вопросам будет дан ответ», — сообщили в пресс-службе ЦВО.
Мы будем следить за этой ситуацией.
Фото: Максим ВОРОБЬЕВ, Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU