Мы продолжаем наши исторические фотопрогулки. Большой Конный полуостров — это одно из самых удивительных мест Екатеринбурга. Дело в том, что эта часть города словно застряла в далеком прошлом: на небольшом клочке земли у юго-восточного берега Верх-Исетского пруда сегодня можно найти горстку обветшавших домишек, развалины старой школы и электростанции. Пока столица Урала в течение десятилетий прирастала новыми высотными домами, зеркальными офисниками и даже небоскребами, пейзаж Конного полуострова почти не менялся.
Но так было не всегда. В 20-е годы прошлого столетия именно Конный полуостров дал городу шанс на бурное развитие, обеспечив электроэнергией его ключевые промышленные предприятия и жилые дома. Но обо всем по порядку.
Собственно, почему он Конный, спросите вы? По одной версии, такое название закрепилось из-за того, что в дореволюционное время жители Екатеринбурга часто пасли там своих коней, ведь полуостров утопал в зелени и был отдаленным глухим местом. По другой — полуостров и возникший на нем поселок назвали в честь конки, с помощью которой возили торф с Широкой Речки.
Цивилизация пришла на Большой Конный после 1917 года. Когда отгремела Октябрьская революция, советская власть постепенно занялась восстановлением экономики страны. Владимир Ленин считал, что восстановить хозяйство можно только с помощью электрификации. Чтобы выполнить эту задачу, в феврале 1920 года была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). По плану электрификации Урал, как один из ключевых регионов, планировалось превратить в крупный индустриальный центр страны.
Однако к началу 20-х годов в столице Урала с электричеством было совсем плохо: центральная электростанция находилась в разбитом состоянии, ее оборудование изношено, город испытывал острый недостаток электроэнергии. Свердловск сидел в темноте (к примеру, для освещения улиц нужно было 800 кВт, а станция с трудом давала 400).
Тогда и было принято решение, что на Конном полуострове нужно построить новую электростанцию. На ее возведение требовалось 2 миллиона рублей. Примерно 30% от этой стоимости оплатил Горисполком, остальную сумму собрали различные промышленные предприятия, объединившиеся в Акционерное общество «Свердловская ГЭС».
Станция в стиле модерн
Стройка на Большом Конном закипела в 1924 году и началась с закладки крепкого фундамента. Здание с немалыми усилиями возводили около 50 рабочих. В марте 1927 года ГЭС была готова. Турбины для нее заказали на Ленинградском металлическом заводе.
Постройка ГЭС была глобальным событием для Свердловска. В газетах писали:
«Сама станция красива и чиста, как только что выпущенная из мастерской игрушка… Ровно в половине первого товарищ Пылаев разрезал красную ленту, которая связывала паропуск и турбогенератор, и сердце новой красавицы забилось. На распределительном щите зажглись контрольные лампочки, и поплыл в новеньком зале мягкий, характерный гул. Директор завода «Красная Кровля» повертывает рычаг всего на три сантиметра влево, и новый цех его завода за четыре километра от станции получает жизнь. Зампред Горсовета товарищ Кушнерук поворачивает другой рычаг, и за пять километров зажглись лампочки в Свердловске…»
Расцвет Большого Конного
Вместе со станцией на полуострове началось и строительство домов: ведь энергетикам и их семьям нужно было где-то жить. По меркам того времени на Большом Конном вырос просто роскошный поселок. Для представителей промышленной элиты возводили солидные двухэтажные дома на каменных фундаментах и с деревянной резьбой. Но главным шиком был водопровод.
«Все сделано прочно и хозяйственно с расчетом на долголетнее существование и расширение. Дом для рабочих в 10 квартир имеет и 10 погребов. Кухня на 2 семьи. Есть своя баня, клуб, театр, кооператив», — писала газета «Уральский рабочий» в марте 1927-го.
А в тридцатые годы в поселке начали обустраивать инфраструктуру городского Водоканала. Население стремительно росло. Еще одной большой стройкой стал каменный дом с библиотекой и столовой. Он предназначался для высшего звена инженерно-технических работников, которые трудились на электростанции. Примерно тогда же возвели школу и клуб.
Инфраструктура Большого Конного полуострова постепенно разрасталась. Так происходило до 50-х годов XX века.
Не район, а капсула времени
В 1965 году в жизни полуострова энергетиков произошло знаковое событие: станция утратила свое значение. Ее функции взяла на себя Среднеуральская ГРЭС, заработавшая на полную мощность. А ГЭС на Большом Конном стала подстанцией районного значения. Со временем на ней осталась в работе только небольшая часть оборудования.
Эти перемены привели к тому, что развитие полуострова фактически остановилось. Даже во времена строительного бума при Хрущеве застройка обходила Большой Конный стороной. Население не спешило искать жилье в отдаленном уголке города. В результате он дошел до наших дней практически в том же виде, в каком пребывал 50–60 лет назад. Построенная на века, но устаревшая станция так и осталась стоять по соседству с жилыми массивами. Домики на Конном покосились от времени, а от местной школы остались только заросшие мхом руины.
В наши дни Большой Конный полуостров притягивает к себе любителей урбанистики и художников. Пока в городе стремительно идет застройка, это тихое место сохраняет дух прошлого.
Благодарим за помощь в подготовке материала Музей энергетики Урала энергетической компании ОАО «МРСК Урала».
Напоминаем, что мы будем и дальше выпускать ностальгические подборки фотографий различных районов нашего города. Если в ваших семейных архивах есть старые снимки Уралмаша, Эльмаша, Вторчермета, ВИЗа, Сортировки и вы готовы ими поделиться с другими горожанами, присылайте ваши фото нам на почту news@corp.e1.ru, не забудьте указать фамилию и имя автора.
Не забывайте смотреть другие публикации, посвященные истории Екатеринбурга.
Фото: Музей энергетики Урала