Когда-то центр Екатеринбурга был застроен храмами. Самым главным из них был, пожалуй, Екатерининский собор на месте нынешней площади Труда. Можно сказать, что с него начинался наш город. В 1930 году этот храм был уничтожен, а в наши дни его хотят восстановить. Место уже выбрали: сквер у Театра драмы.
В преддверии дня святой Екатерины Фонд святой Екатерины создал духовно-исторический экскурсионный проект «Град святой Екатерины». Вместе с экскурсоводом Верой Зинченко мы прошли по его маршруту и узнали, почему Екатерининский собор был так важен, кто приказал его взорвать и причем тут святая Екатерина Александрийская.
Екатерининская площадь
Датой основания Екатеринбурга считается 1723 год. Наша экскурсия начинается с площади Труда — бывшей Екатерининской площади.
— Это место мы называем духовной колыбелью нашего города, потому что еще до пуска первых молотов на Екатеринбургском железоделательном заводе здесь, на этом месте, 1 октября 1723 года священник тобольского полка Иван Ефимов заложил будущий храм святой Екатерины, — рассказывает Вера Зинченко. — Это в традиции наших предков — начинать город с храма. И также в традициях наших предков — присваивать городу имя небесного покровителя государей.
Когда город еще только планировали построить, его называли «Новозачатые заводы на реке Исети». А в июне 1723 года было изготовлено блюдо, на котором по приказу Вильгельма де Геннина впервые было написано «Катеринбургх».
— Это блюдо было послано Петру I, и просилось разрешение назвать город в честь Екатерины I и ее небесной покровительницы — Екатерины Александрийской. Эта святая является покровительницей горного дела, — делится Вера Зинченко. — Петр I разрешил назвать город Экатеринбург. Татищев это название не любил. Он называл город Катерининск. Постепенно название укрепилось как Екатеринбург.
Екатерининский собор стоял там, где сейчас находятся фонтан, часовня и бывшее здание облисполкома. В праздничные дни он вмещал больше трех тысяч человек. Храм выполнял функцию духовного центра нашего края. Здесь же принимали присягу горные инженеры, а с XIX века — воины, которые шли в армию.
Долгое время храм святой Екатерины был главным собором города, а в 1774 году появился Богоявленский собор на нынешней площади 1905 года. Он был выше и стал главной доминантой города.
В 1930 году председателем горисполкома была Анна Бычкова — единственная женщина-мэр в истории нашего города. Она была ученицей Клавдии Новгородцевой-Свердловой — жены Якова Свердлова, хотя сама происходила из семьи старообрядцев. Анна вместе с сестрой Марией поддалась пропаганде, вступила в РСДРП, и из нее выросла настоящая большевичка.
В 1930 году Анна предложила взорвать все главные храмы Екатеринбурга. Якобы были нужны кирпичи для строительства. Так были уничтожены восемь главных храмов города, среди которых Екатерининский собор, Кафедральный, Свято-Духовская церковь, Большой Златоуст.
— Перед взрывом люди пытались сохранить что-нибудь, — рассказывает Вера Зинченко. — Спасли икону Екатерины, которая является списком с иконы Владимира Боровиковского. Он написал ее для Казанского собора в Санкт-Петербурге. Сейчас список хранится в Музее изо. Кроме того, в храме Екатерины были мощи Симеона Верхотурского. Когда собор взорвали, их хранили в здании, где сейчас восстановленный храм Александра Невского, а тогда это были запасники Свердловского областного краеведческого музея. Люди с риском для свободы прятали на колосниках мощи Симеона. В 1996 году храм был передан обратно, после 30-дневной голодовки верующих.
После того как площадь была очищена от храма, Анна Бычкова предложила построить здесь здание обкома партии и фонтан «Каменный цветок».
Часовенка появилась в 1991 году. Ее построили в память о месте, откуда начинался наш город. С 2014 года здесь проходят божественные литургии. Здесь же находится святыня — земля с могилы Василия Никитича Татищева.
Кафедральная площадь
Сейчас мы знаем ее под названием площади 1905 года. Здесь стоял Богоявленский собор, который в 1930 году также был уничтожен по приказу Анны Бычковой. Название площади поменяли, когда к власти пришли большевики.
Рядом с тем местом, где сейчас стоит памятник Ленину, находился памятник царю-освободителю Александру II. Его установили в 1906 году на деньги неравнодушных горожан. Лицом он был обращен к нынешней гимназии № 9. Сразу после Февральской революции его убрали. После этого стали думать, что поставить взамен.
— Первым вариантом была уменьшенная копия Статуи Свободы, — рассказывает Вера Зинченко. — Когда в город зашли белые, 25 июля 1918 года, ее убрали. При белых на этом месте ничего не было. Потом большевики решили на этом же постаменте, где стоял памятник Александру, поставить памятник Карлу Марксу. В итоге установили одну его голову.
Поскольку это выглядело нелепо, вскоре голову убрали — перенесли на площадь Вознесения. Тогда она называлась площадь Народной Мести, поскольку там убили царя и его семью. Тогда скульптор Степан Эрьзя сделал статую голого мужчины в римском стиле.
— Официально она называлась Статуя освобожденному труду, а народ прозвал ее Ванька Голый, — делится Вера Зинченко. — Мужчины закидывали его грязью и камнями, женщины целомудренно опускали глаза, когда видели. Большевики поняли, что ошиблись, и убрали статую. А скоро там поставили памятник Ленину.
Музей изо
После улиц экскурсия перемещается в Музей изобразительного искусства. Здесь хранятся экспонаты, связанные со святой Екатериной Александрийской, которая, как напоминает Фонд святой Екатерины, является небесной покровительницей Екатеринбурга.
— Раритеты, связанные с образом святой Екатерины, есть и в постоянной экспозиции, и в музейных запасниках, — рассказала научный сотрудник сектора экскурсионного сервиса Анна Решетникова. — Например, сегодня там хранится икона, вышитая бисером, выполненная сестрами Ново-Тихвинского женского монастыря. Вскоре она будет представлена на временной выставке.
Еще одна икона включена в специальную экспозицию музея. Это тот самый список с иконы святой Екатерины Александрийской, о котором говорилось выше. Его заказали сестры Ново-Тихвинского женского монастыря специально к 200-летию Екатеринбурга в 1923 году.
— Екатерина Александрийская жила в третьем веке нашей эры и происходила из знатного рода. Ее отец был царем, правил городом Александрия Египетская, — рассказывает Анна. — Екатерина выступала защитницей христиан и за это поплатилась: римский император Максимин потребовал ее колесовать. Поэтому часто в иконографии святой Екатерины мы встречаем колесо с шипами: либо целиком, либо сломанное. Потому что, согласно житию, ангел Господень, оставаясь невидимым, смог могучим ударом сломать эту страшную машину.
В честь Екатерины I в 1714 году Петр I учредил орден святой Екатерины. Высшей степенью этого ордена награждали дам, которые имели право претендовать на престол.
Мужской орден святой Екатерины тоже существовал. По мнению некоторых аристократов, он был вторым по значимости в государстве. Первым был орденский знак Андрея Первозванного.
В Галерее западно-европейского искусства хранится еще один экспонат, связанный со святой Екатериной, — ваза, на тулове которой репродуцирована картина известного итальянского художника Лучо Фонтаны.
— Непосредственно над вазой работал Матеас Адлер в первой четверти XIX века, — рассказывает Анна Решетникова. — Здесь запечатлен момент из второго мистического видения святой Екатерины. Мы видим ее с короной на голове, она опирается на деталь от сломанного колеса с шипами. К ней пришел Иисус Христос в образе младенца, который здесь восседает на коленях у своей матери. В этом сне он надел ей на палец кольцо, и, когда она проснулась, она вдруг обнаружила на пальце перстень, которого у нее никогда раньше не было.
Свято-Троицкий кафедральный собор
Собор был построен в первой половине XIX века главой старообрядцев на Урале и золотопромышленником Якимом Меркурьевичем Рязановым. В 1930 году его тоже хотели взорвать, но решили передать под институт материнства и младенчества. Затем его отдали автодору, и до 1996 года здесь располагался ДК автомобилистов. Купол был снесен. А в 80–90-е в соборе проводили рок-фестивали. Сейчас храм почти полностью восстановил свои функции.
— Одна из главнейших святынь собора — икона Екатерины Александрийской с частичкой ее мощей, — рассказывает Вера Зинченко. — Икона написана на фоне святой горы Афон. В 1998 году она была привезена сюда. На иконе с помощью 12 клейм показано житие Екатерины.
Вверху показано, как к 18-летней Екатерине пришел ангел и благословил ее на подвиг. Затем — как она пошла к Максимину. Это был языческий правитель, который приехал в Александрию на языческий праздник. Екатерина его убеждала, что его вера неправильная. Она сказала, что изучила всю философию. Тогда он приказал ее схватить и посадить в темницу.
Затем Максимин решил доказать Екатерине, что она не права. Он призвал 50 языческих мудрецов, чтобы они объяснили ей, что такое истинная вера. Тысячи людей собрались слушать, кто победит. Екатерина на все слова мудрецов отвечала цитатами из различных учений и в итоге доказала логическим путем, что в их учении есть противоречия. Тогда они поняли, что неправы, и преклонились перед ней.
Когда Максимин узнал об этом, он приказал их всех казнить. Екатерину снова заключили в темницу. Там к ней пришла жена Максимина и попросила объяснить суть своего учения. Екатерина обратила ее в христианство. А затем — лучшего друга Максимина. Он убил и жену, и друга.
Тогда Максимин решил в последний раз обратиться к Екатерине. Пообещал ей полцарства за то, чтобы она отказалась от своего Бога. Екатерина сказала нет. После этого ее всячески истязали и решили колесовать. Но ангел небесный разрушил это колесо, и она не пострадала. Тогда Максимин предложил ей отрубить голову.
Говорят, что практически сразу тело Екатерины исчезло. Потом оказалось, что ангелы унесли ее тело на гору Синай в 300 километрах от Александрии. Через 300 лет монахи нашли останки — голову и левую руку. Останки благоухали.
Подписывайтесь на нашу группу во «ВКонтакте», там мы публикуем новости и статьи, обсуждаем главные городские события.
Фото: Максим ВОРОБЬЕВ / E1.RU