C коллекционером наград Дмитрием мы познакомились, когда он помог нам в одном хорошем деле: ветеран Иван Михайлович Бекмачев потерял свою награду и попросил мэра помочь восстановить ее. Его фото и историю мы опубликовали в репортаже о последнем приеме, который провел Ройзман. Эту историю прочитал коллекционер Дмитрий — и подарил ветерану медаль из своей коллекции.
Дмитрий — бывший энергетик, сейчас у него свой бизнес. А коллекционирование медалей и орденов — просто развлечение.
Говорит, начал интересоваться этим еще в школе. Первые экспонаты коллекции — это награды его деда, Николая Александровича, ветерана Великой Отечественной войны, он участвовал в обороне Москвы, в обороне Сталинграда. Потом Дмитрий стал приобретать новые экспонаты.
Теперь в его коллекции 180 медалей и орденов. Военные награды он хранит на специально купленной военной форме. Трудовые ордена и медали — в специальных коробках.
Он рассказал нам о черном рынке наград, о том, сколько родные готовы отдать за подвиг деда и почему он не осуждает за это. Попросил только не публиковать его фамилию и фото — по вполне понятным причинам.
— Дмитрий, а ведь ваше увлечение вне закона!
— Я считаю, что черный рынок наград давно пора сделать белым. Во многих странах мира, например, в той же Англии, Румынии кавалер может сам продать свою награду. У нас продажа — это уголовная статья, до 2003 можно было за это получить от пяти до восьми лет тюрьмы, сейчас помягче, год-два условно и штраф около 80 тысяч. За покупку ответственности как таковой нет, просто изымают награды. Могут составить административный протокол со штрафом 500–1000 рублей. То есть основная ответственность лежит на продавце.
— Что за люди те, кто несет на продажу награды, которые достались им по наследству от родных, героев войны?
— В 90-е годы награды тащили в ларьки. Алкоголики с области могли обменять ордена на бутылку водки. Знакомый мой работал на Вайнера, продавал «золото-доллары», ему принесла какая-то молодежь, может, наркоманы, золотую звезду Героя соцтруда, два ордена Ленина и значок депутата Верховного совета. Дал парням 300 долларов. Потом позвонил известному екатеринбургскому коллекционеру, тот через 20 минут подъехал, купил все это за 10 тысяч долларов.
У меня наград с криминальным прошлым нет. Сейчас вы такого нигде не встретите. Продаются награды через специализированные форумы или через клуб, мы встречаемся в Екатеринбурге в определенный день, в закрытом помещении, там все свои, коллекционеры. Туда же приходят спекулянты, которые толкутся потом на пятачке возле СИНХа: накупят мешки разных значков у нас и продают в пять раз дороже. Вообще, все серьезные награды — звезды Героев, ордена Ленина — уже давно проданы, лежат в частных коллекциях, много переплавлено родными.
— Неужели у кого-то рука поднялась на переплавку отдать?
— Да, вот у моих знакомых родители были награждены орденом Ленина, это высшая, самая статусная награда. И они их орден Ленина пустили то ли на золотую цепочку, то ли на печатку.
— Осуждаете?
— Нет. Если человек украл награду — это уголовная статья. А когда человек собственную награду, которая ему досталась от родных, продает… Часто люди в деревнях продавали награды коллекционерам, просто боялись, что их ограбит местная шпана из-за этих медалей. Как-то сам ветеран, кавалер орденов вышел на коллекционеров: у меня сын (или внук) — наркоман, боюсь, что украдет и продаст. Награды продал, а документы оставил себе. Как тут можно осуждать?
Или как-то мой знакомый, полковник, продавал ценную награду своей бабушки — орден Ленина — вместе с документами за миллион рублей, ему нужно было помочь дочери купить квартиру.
Но меня очень задело, когда около года назад я увидел, что на одном украинском форуме коллекционеров продавали полный комплект наград нашего земляка, генерал-лейтенанта Ивана Романовича Подобеда (участник Великой Отечественной войны, военачальник, заместитель командующего войсками Уральского военного округа, председатель совета Свердловской области, умер в 2010 году. — Прим. ред.). Весь комплект его наград! В объявлении о продаже было примечание: «Взят из семьи». Цена вопроса была всего 130 тысяч рублей. Комплект быстро продали.
Мы, коллекционеры, написали в администрацию губернатора письмо, мне кажется, нужно было выкупить этот комплект для музея, это же известный в городе человек, почетный гражданин Свердловской области. Кстати, знак почетного гражданина тоже выставили на продажу. Никакого ответа нам не пришло!
Вот в этом случае я не понимаю родных, которые выставили это на продажу. Вообще, я бы никогда так не сделал. Я берегу медали деда. Хотя иногда задумываюсь: вот сын мой деда не знал, не видел даже. И что будет после меня… Но я, конечно, ему рассказываю про память, про награды, объясняю, почему надо беречь.
— Звезду Героя тоже можно найти в частных коллекциях?
— Да, и купить можно. Если с орденской книжкой и плюс орден Ленина (им всегда награждали вместе со звездой Героя) — полмиллиона рублей. Вообще, цена на награду складывается из разных мелких деталей. Какая колодка, сколько золота, насколько стерта эмаль, есть ли документы, сколько было награждений.
Орден Великой Отечественной войны, наштампованный в перестройку, стоит максимум тысячу рублей. А боевые ордена Великой Отечественной войны стоят уже 8–10 тысяч рублей, но цена может дойти и до 50–100 тысяч. Орден Красной Звезды, из золота, — 30 тысяч рублей, хотя у некоторых орденов Красной Звезды цена доходит до ста тысяч. Некоторые медали «За отвагу» в идеальном состоянии стоят до 50 тысяч рублей.
Есть три награды, которые никогда нельзя найти в продаже: орден Боевого Красного Знамени с шильдиком 7 (обозначает количество награждений), орден Победы — кстати, самая дорогая награда, из золота, в его составе бриллианты, бирюза, рубины — и орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», всего 13 награждений. Цены им нет, они хранятся в Гохране и в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве. Родные были обязаны после смерти кавалеров сдать их государству.
— Какие награды самые дорогие в вашей коллекции?
— Конечно, награды деда. Боевой орден Великой Отечественной войны, медаль «За отвагу», орден Ленина. Хотя коллекционеры бы не дали больших денег именно за эту медаль — «За отвагу», максимум тысячи две. Но вот эту медаль мой дед получил за то, что они с товарищем подбили гусеницу танка. Она мне дорога.
— Не хотите поделиться своей коллекцией с музеем?
— Да я не уверен в их сохранности там. У нас такая бедная экспозиция в нашем городском военном музее ПУрВО, в Екатеринбурге. Висят какие-то несуразные муляжи, медальки за 300–500 рублей. Ни одной награды серьезной, того же ордена Ленина, ордена Красного Знамени. Или все интересное в этом музее убрали из экспозиции, или… там уже кто-то побывал из коллекционеров в 90-е, выкупил, незаконно, конечно.
Конечно, хорошо было бы в Екатеринбурге организовать музей, куда бы люди могли (возможно, за вознаграждение) сдавать награды на хранение, вместе с фотографиями. Экспозиция была бы доступна всем. А у родных было бы спецразрешение на проход в музей.
Кстати, мне рассказывали в наших кругах коллекционеров, что родственникам адмирала флота Горшкова американский коллекционер предлагал 20 миллионов долларов. Они отказались и все награды бесплатно передали в Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе. А вот комплект наград директора Уралмаша Музрукова — он был директором завода во время Великой Отечественной войны, — по данным наших коллекционеров, был продан в Англию еще в 80-х годах, продала племянница.
— Какую награду мечтаете приобрести?
— Если б деньги были, хотел бы орден Суворова первой степени, но он от полумиллиона долларов стоит. А мечтаю я, чтобы родные не продавали награды героев. Чтобы хранили их как историю своей семьи, своей страны.