Город История_Екб Места_Екб летопись Голый и рядом с Лениным: история скандального памятника в центре Екатеринбурга

Голый и рядом с Лениным: история скандального памятника в центре Екатеринбурга

Как скульптура, установленная к Первомаю, смутила жителей города

Памятник «Ваньке голому» на постаменте от памятника Александра Второго 

В последние годы центр Екатеринбурга «пережил нашествие» новых памятников. В спорах и прениях были установлены, к примеру, памятники первому президенту России Борису Ельцину и герою сериала «Счастливы вместе» Гене Букину. Но эти монументы далеко не первые, которые вызывали спор у екатеринбуржцев.

Самым первым необычным и, как считали несколько десятилетий назад, «скандальным» монументом был памятник «Освобождённому труду». В народе же его называли «Ванька голый».

Итак, 18 марта 1920 года Екатеринбургский губернский отдел народного образования заказал скульптору Степану Эрьзе срочное изготовление памятника Свободы. Заказ должен был быть исполнен к 1 мая — Международному дню трудящихся. Талантливый скульптор исполнил заказ, вернее, даже ему и не надо было этого делать. Скульптура уже некоторое время просто стояла в его мастерской, а договор был только формальным поводом покупки изваяния.

Установили памятник на пустовавший к тому времени постамент от памятника «Царю-освободителю» Александру Второму. В момент празднования со скульптуры сняли покрывало, и, как писала местная пресса, «…перед зрителями предстала обнажённая фигура исполинских размеров с богато развитой мускулатурой…». Жители города ахнули от смелости автора, объяснявшего всем, что фигура символизирует освобождение от старых законов и преград, а прототипом её стало знаменитое творение итальянского скульптора Микеланджело, установленное во Флоренции.

Памятная доска скульптору Степану Эрьзи 

Мраморная фигура работы скульптора Степана Эрьзи украшала центр Екатеринбурга с 1 мая 1920-го по 11 июля 1926 года. Официально она называлась памятником «Освобождённому труду» и, по задумке Степана Эрьзи, должна была представлять собой пирамидальное сооружение, у подножия которого расположились бы изваяния 20 великих людей: Кампанеллы, Достоевского, Маркса и многих других. Венчать всю композицию должна была та самая скульптура «Освобождённому труду», которую в народе прозвали «Ванька голый». Но денег, впрочем, как и всегда, хватило только на одну скульптуру.

За прошедшие десятилетия журналисты многократно писали, что эта скульптура была установлена «…на главной площади Екатеринбурга взамен снесенного Кафедрального собора» или в худшем случае «на месте памятника Ленину». Но скульптура заняла именно постамент памятника императору Александру II, уничтоженного в 1917 году. А ныне на этом месте всего лишь автостоянка и светофор!

Ещё одна выдумка, что жители города заплевали скульптуру. Попробуйте плюнуть на семь метров вверх — не считая постамента, такого размера и был памятник! Его местные жительницы, отказывавшиеся смотреть на «срамоту», просто закидывали чернильницами с тушью. В связи с этим 11 июля 1926 года между 3 и 4 часами утра скульптуру по лебёдке спустили в специальный грузовик и увезли в краеведческий музей.

Автопортрет Степана Эрьзи. 1910 год

До войны 1941 года он лежал «заколоченный» в деревянный ящик у здания музея в переулке Воеводина. После чего по приказу властей вместе с ящиком её просто выбросили в пруд.

В сентябре 2007 года во время объезда уральской столицы с мэром Аркадием Чернецким губернатор Свердловской области Эдуард Россель заявил, что мраморный шедевр был утоплен в Городском пруду и его необходимо достать. Как показал тогда опрос населения, не поддержали идею губернатора поднять скульптуру из пруда 48% жителей, 39% высказались — за, а 13% затруднились с ответом. «Ленина убирать не надо, пусть стоит, а «Ваньку» надо сначала найти, а потом поставить где-нибудь рядом», — считал бывший губернатор Эдуард Россель.

Между тем точно известно, что памятника в пруду уже давно нет! Известно даже место, куда монумент скинули (в начале 1990-х годов местные аквалангисты проводили безрезультатные поиски на этом месте). Одно время деревянный ящик, в котором лежала скульптура, использовали местные мальчишки в качестве пирса для купания. А затем пришли мужики, и зацепив ноги «освобождённого пролетария» кордовым ремнем, частично выволокли «Ваньку…» на берег. Постепенно он исчез. По слухам — мрамор использовали работники расположенной рядом камнерезной мастерской.

Статуя Иоанна Крестителя для собора в Феццано

Возможно, когда-нибудь на площади 1905 года воссоздадут все монументы, не выдержавшие перипетий истории: императора Александра II, статую Свободы с факелом, Ваньку Голого и голову Карла Марса...

А между тем, скульптор Степан Эрьзя при создании монумента скрыл ещё одну правду. Изначально памятник он создавал ещё в Италии в 1914 году — для собора в Феццано. Правда, тогда его звали совсем не Ванька и не Давид, а Иоанн Креститель.

Фото: частные архивы, Мордовский музей имени Эрьзи

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Форумы
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Отложите покупки и ссоры: астролог из Екатеринбурга назвала самые плохие дни ноября и декабря
Мария Кучма
Рекомендуем
Знакомства
Объявления