За последние годы жителям Екатеринбурга несколько раз презентовали концепции нового железнодорожного вокзала. Ровно век назад горожане так же удивлялись техническим новинкам при строительстве екатеринбургского железнодорожного узла. Кстати, первоначально вокзал планировали строить совсем не там, где мы его привыкли видеть.
В то время глава города Иван Анфиногенов уговаривал министра путей сообщения Николая Шауфусова построить здание на восточной окраине Екатеринбурга. Но не уговорил. Только позже здесь появилась станция Первомайская.
О грандиозной постройке железнодорожного вокзала стоимостью 4 миллиона рублей местные власти объявили век назад. Строительство знакового регионального проекта растянулось на семь лет. Это и неудивительно. Как вспоминали очевидцы, работы шли ни шатко ни валко. Рабочие менялись чуть ли не каждый день, а кладчиков кирпича больше трёх-четырёх человек никогда не наблюдалось.
А началось всё 16 мая 1907 года в 12 часов дня — с торжественного молебна, совершённого причтом привокзальной Александро-Невской церкви. Правда, через три года, 15 августа 1910-го, видимо, запамятовав, местные железнодорожники заказали новый торжественный молебен на строительстве. Хотя вокзал уже был заложен, путейцы пригласили священников Дягилева и Смородинцева для торжественного мероприятия.
На вокзале внедряли различные «наноновинки» того времени. Например, воздух в новых вокзальных залах освежали кондиционеры — большие вентиляционные каналы квадратной формы, установленные у карнизов пола. А для подъёма багажа на платформы был построен электрический лифт. Правда, до конца этот проект не был реализован. Лифт-то построили, но электричество подвести забыли. Так что посетители вокзала, как и прежде, доставляли свой багаж «хребтовым» способом.
Кстати, тоннель, к которому привыкли все приезжающие на станцию Екатеринбург-Пассажирский, ещё век назад решили оборудовать отоплением, изразцами и электричеством. Последние два пункта сделали, но с электричеством, как мы помним, были проблемы. Уральские железнодорожники в августе 1913 года совместно с екатеринбургской городской управой планировали протянуть провода для освещения нового вокзала от железнодорожных мастерских.
Проще говоря, свет должен был производиться динамо-машинами, установленными в современном Историческом сквере в центре Екатеринбурга. Но первое время современное освещение заменял керосин. Не успев залить залы электрическим светом, помещения украсили 65 фонарями фирмы «Самоцвет». Это недоразумение компенсировали другой технической новинкой: в залах был установлен телефонный аппарат.
К концу сентября 1913 года перрон нового вокзала залили асфальтом.
Автором проекта здания вокзала был выдающийся архитектор Константин Бабыкин, который заложил основу архитектурного образования в Екатеринбурге. Он стал автором многих знаковых объектов города. По его проектам строились: здание Делового клуба — ныне Свердловская государственная филармония, театр оперы и балета, комплекс зданий УПИ и многое другое. А в 1914 году он спроектировал екатеринбургский «Пассаж».
1 июня 1914 года главные лица Урала торжественно праздновали открытие нового транспортного объекта, украшенного гирляндами из зелени и флагов. Среди присутствующих был и Константин Бабыкин. В отличие от мелких служащих, которых к презентации не допустили, он наблюдал праздничный молебен, исполненный преосвященным Серафимом. После чего подали шампанское. Игристое вино шло под тост за государя императора.
Особенно всем участникам презентации запомнились чуть ли не полуаршинные буквы и цифры, написанные чёрной масляной краской в залах 1-го и 3-го классов. Именно так выглядело расписание поездов, выполненное силами учеников Екатеринбургской художественно-промышленной школы. Единственным неудобством, которое отметили участники торжественной церемонии, было отсутствие лавочек-диванов, «долженствующих быть как на всякой благоустроенной станции» на перроне. Но лавочки, как показало время, так и не появились.
Если вы сейчас хотите почувствовать то же, что ощущали посетители вокзала вековой давности, то вам нужно всего лишь зайти в нынешние залы первого этажа. Окна и пространство залов остались такими же. А вот увидеть красивую лепку белого потолка с изящными розетками-розами по углам уже не удастся. «Строгий, холодный, но благородный стиль» был ликвидирован в конце 1930-х годов.
Вокзал Екатеринбурга, которым мы пользуемся и сейчас, начал функционировать в пять часов вечера 1 июня 1914 года. И сразу же жизнь нового транспортного хаба наполнилась курьёзными сценами. Простых пассажиров никак не могли приучить ходить к поездам через тоннель. Нагруженные баулами и чемоданами пассажиры буквально ползали под вагонами. И аргументы на это были «весьма весомые»:
— Что под землёй-то ходить?! Уж вы не беспокойтесь, я ничего и по рельсам — не тяжело!
Служащим вокзала даже пришлось сооружать вокруг вокзала металлическую сетку. Но, как показала практика, это не помогло.
В таком виде вокзал просуществовал более 2 десятилетий и был надстроен и реконструирован перед Великой Отечественной войной.
Последний год вокзал снова реконструировали. К ЧМ территорию возле вокзала кардинально изменили: здание обнесли забором, а рядом построили пункты досмотра пассажиров, через которые люди теперь попадают на вокзал. Само здание покрасили — теперь оно бежевое. Планируется, что после ЧМ реконструкция вокзала продолжится.
А в подземном переходе, через который пассажиры выходят на перрон, всё-таки построили лифты.
Но даже будущим строителям-железнодорожникам придётся столкнуться ещё с одной проблемой, которую обнаружили жители города век назад. Оказалось, что почти под железнодорожными путями находятся несколько родников и ключей, которые ещё за сто лет до нашего времени просачивались сквозь изразцовую облицовку стен подземных ходов екатеринбургского вокзала.
Кстати, недалеко от здания современного вокзала расположен первый вокзал Екатеринбурга, или, как его иногда называют, — «воинский вокзал». В обе мировые войны с него уходили на фронт уральцы. Он был построен в 1878 году. Теперь здесь расположен музей. О его истории мы подробно рассказывали в репортаже.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU, Сергей СКРОБОВ, частные архивы, Сергей ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ