Ещё до основания Екатеринбурга Урал был несколько обособленным краем России. В разные времена здесь привольно жили гонимые повсюду старообрядцы и беглые крестьяне. Заводчики чеканили свои деньги, города управлялись по своим законам. Отчасти такое положение сложилось из-за удалённости Урала, его отделённости от западной части страны старинным горным хребтом.
В годы перестройки, когда Советский Союз распадался на части, а республики одна за другой получали независимость, сепаратистские настроения в Екатеринбурге вновь пробудились. Регион с развитой экономикой, множеством заводов, сильными и амбициозными политиками решил заявить о себе как об отдельном сильном образовании, способном к самоуправлению. Процесс был связан с двумя харизматичными личностями, которые, впрочем, действовали как бы параллельно.
Собственная валюта — уральские франки — появилась в Свердловской области ещё до того, как была создана и скоропостижно прекратила своё существование Уральская республика. В 1991 году товарищество «Уральский рынок», в которое входили молодые активные граждане, начало выпускать свои товарно-расчётные чеки, которые выглядели как банкноты и позиционировались как новая валюта, должны существовать параллельно с рублём. Неожиданное для Урала название «франк» было отсылкой к валюте Швейцарии и говорило о стабильности новых денег.
Процесс инспирировал известный политик Антон Баков. Идею поддержал премьер-министр России Егор Гайдар. Пермская печатная фабрика «Гознак» выпустила почти два миллиона банкнот — 56 миллионов франков. Впрочем, в обращение деньги так и не поступили. И не напрасно: уже год спустя новая российская Конституция утверждала в качестве единственной национальной валюты рубль, а печать каких-либо других денег прямо запрещала.
Недолгий ренессанс уральских франков состоялся в 1997 году: жители Серова могли расплачиваться ими в магазинах местного металлургического завода. Вскоре на банкнотах появились печати «талоны на питание». Эпоха франков закончилась в 2000 году, когда Антон Баков потерял руководство заводом.
В 1993 году губернатор Свердловской области Эдуард Россель предложил создать Уральскую республику, что дало бы ей больше полномочий по сравнению с тогдашним положением. На тот момент в России были только национальные республики — Башкирия, Татарстан, Бурятия. Сохранение национальной идентичности не было задачей Уральской республики, Россель объяснял её необходимость так: «Нам не нужен суверенитет, но очень нужны экономическая и законодательная самостоятельность».
Не все руководители Екатеринбурга и Свердловской области поддерживали идею Уральской республики. Нужна ли она — об этом спросили у народа. 25 апреля 1993 года на референдум пришли 67% избирателей, 83% из них проголосовали за. Уже 1 июля облсовет начал работать над созданием собственной Уральской Конституции, которую тоже хотели поставить на референдум. Новое образование поддержал президент Борис Ельцин, однако уже 9 ноября из Москвы спустили указ — свердловский облсовет распустить, Росселя от должности отстранить, все решения по республике признать незаконными.
Позже Александр Левин, который в те годы руководил администрацией губернатора, говорил, что против Уральской республики возражал не сам президент, а его приближённые. Они опасались, что регион, после того как получит расширенные полномочия, войдёт во вкус и просто отделится от России, как это сделали Казахстан, страны Прибалтики и другие союзные республики. Тем не менее опыт создания республики не пропал: в 1994 году её основные положения легли в основу Устава Свердловской области.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
Скан уральского франка: Константин Б. / wikipedia.org
Карта России: Stasyan117 / wikipedia.org