Слава об удивительных уральских камнях пошла задолго до основания Екатеринбурга. И всё же именно с появлением города совпали первые значительные открытия. За горным хрусталём и мрамором стали приезжать даже иностранцы. Выписанные из Италии мастера разведывали Мурзинское месторождение, где попадались топазы и изумруды. На Урале нашли один из редчайших камней — малахит.
Золото в окрестностях Екатеринбурга первым нашёл крестьянин Ерофей Марков, он же и пострадал за свою удачливость. Чиновники заводской канцелярии, куда он принёс свою находку, проверили место и ничего на нём не нашли. К крестьянину собирались применить самые суровые меры, чтобы выведать у него истинное месторождение золота, но Марков оставался непреклонен. Золотую руду здесь действительно нашли — спустя два года.
Первая шахта по добыче золота — Шарташский рудник, в середине XVIII века построили золотопромывальный завод в Берёзовском. Драгоценный металл мыли на многих уральских реках, промысел сохранился до сих пор. Камни тоже находили крестьяне, то и дело один из них обнаруживал топазы, агаты, аметисты… За самовольную добычу могло последовать наказание, поэтому жители Екатеринбурга и его окрестностей предпочитали докладывать о находках властям.
Случались и курьёзы. Однажды девочка Катя из уральского села нашла в реке Мальковка золотой самородок. Девочку отвели к управителю Верх-Нейвинского завода, расположенного неподалёку. Управитель по фамилии Полузадов не обрадовался, он испугался: стоящее на золотоносной земле предприятие могло реквизировать государство, и владелец остался бы ни с чем. Чтобы девочка никому не рассказывала о своей находке, ей сделали внушение розгами. Такую злую шутку сыграло с Катей уральское золото.
Карта уральских месторождений была составлена в 1802 году. Вместе с образцами камней её доставили Екатерине II, которая сразу заказала тридцать видов минералов для украшения своего дворца.
Уральские камни удивляли всю страну. Рубины, сапфиры, голубые топазы и даже алмазы, казалось, рождала сама земля. Однажды нашли кристалл берилла весом в 2,5 килограмма, его оценили в 150 тысяч рублей. Впрочем, камни приносили доход в основном не тем, кто их находил, а перекупщикам. В начале XX века Василий Зобнин из Шайтанки прославился и разбогател, скупая у местных жителей и продавая турмалины.
Ещё одна легендарная личность — прообраз Данилы-Мастера из сказов Бажова, Данила Зверев. Этот талантливый мастер прекрасно разбирался в горных породах. Именно он подбирал самоцветы и драгоценные камни для мозаичной карты Франции, которая предназначалась для Парижской выставки. Вместе с сыновьями Данила Кондратьевич подыскивал самоцветы для кремлёвских звёзд и мавзолея Ленина.
Считается, что вершина славы уральских самоцветов позади. Тем не менее культура камня в Екатеринбурге процветает и поныне. В городе и окрестностях работают десятки добывающих и обрабатывающих камень предприятий, а в самой уральской столице с 1993 года и по сей день работает ярмарка «Минерал-шоу», где можно найти сотни пород и изделий из них.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU