Город-завод на Исети входил в Пермское наместничество, но вместе с тем был самостоятельной административной единицей. Здесь был свой герб с изображёнными на нём плавильной печью и рудокопной шахтой, свои магистрат, суды, полиция, острог и другие ведомства. В отличие от других российских городов, в Екатеринбурге не было городничего, его роль играл главный горный начальник.
По первому плану 31 улица делила Екатеринбург на 335 кварталов. Большая часть построек в городе была деревянной, первыми каменными зданиями стали церкви, фабрики, магазины, харчевни, богадельня, монетный двор, казначейство, два училища, гостиный двор и прочие общественные заведения. Самый же первый каменный дом сейчас стоит на перекрёстке проспекта Ленина и улицы 8 Марта и составляет первый этаж консерватории.
Чем занимались жители Екатеринбурга? Они были мастеровыми, купцами, заводчиками. Ремесленника можно было сыскать на любой случай жизни: портные и шапочники, масленники и кузнецы, мыловарщики и даже парикмахер… Купцы продавали в основном сырьё, заводы производили мыло, масло и кожу. Крупнейшие екатеринбургские роды — Рязановы, Коробковы, Казанцевы — имели салотопенные заводы (они располагались в округе нынешнего Царского моста).
Город развивался, становился всё более каменным и опрятным. В середине XIX века англичанин Аткинсон, который посетил Екатеринбург, удивился, с каким изяществом и вкусом выстроены каменные здания. Совсем как в Европе! В центре города был публичный сад (ныне он называется Харитоновским), а местные жители чинно прогуливались по немощёным улицам.
Историки считают, что своим расцветом Екатеринбург обязан статусу единственного в стране горного города. «Это было настоящее государство в государстве, беспримерное существование которого требует серьёзного изучения; тут были свои законы, свой суд, своё войско», — писал о городе Мамин-Сибиряк.
После отмены крепостного права с заводов Екатеринбурга начался массовый исход. Люди, которые раньше были подневольными рабочими, теперь смогли покинуть тяжёлое производство. Промышленность пришла в упадок, зато расцвела торговля, сфера услуг, открывались банки, а в 1870 году Онисим Клер основал Уральское общество любителей естествознания. В советское время его закрыли, но с распадом Советского Союза возродили. В конце XIX века появились железные дороги, которые связали Екатеринбург с Пермью, Тюменью и Челябинском. Так город на Исети стал важным перевалочным пунктом страны.
Фото: Вениамин МЕТЕНКОВ