Неприятный запах, следы ржавчины или осадок в чайнике — с этим сталкиваются жители Екатеринбурга при использовании водопроводной воды. МУП "Водоканал" подает в распределительную сеть города воду, соответствующую требованиям законодательства, но при прохождении через изношенные участки сетей, "тупиковые" ветки водоводов и внутридомовые коммуникации качество воды снижается. Пить воду из-под крана без кипячения нельзя, желательно дополнительно её обрабатывать и очищать.
Каждый екатеринбуржец по-своему решает эту проблему для своей семьи: одни устанавливают бытовые фильтры, у кого-то есть скважина за городом или колодец на даче, другие покупают бутилированную воду в магазине или с доставкой на дом.
5 лет назад в городе появились первые водоматы VODOROBOT. Это был уральский start-up: несколько химиков, инженеров и технологов разработали проект по установке автоматов самообслуживания, в которых можно набирать чистую питьевую воду.
Как устроены уральские водоматы и почему всё больше и больше горожан выбирают их как доступную альтернативу другим источникам питьевой воды в Екатеринбурге — в интервью с директором сети VODOROBOT Павлом Русиновым.
— Как возникла идея организовать в Екатеринбурге сеть водоматов VODOROBOT?
— На рынке Екатеринбурга мы работаем с 2005 года. Подобралась хорошая команда во главе с очень грамотным технологом, и первоначально мы занимались только фильтрами: продавали, монтировали, обслуживали. В 2011 году возникла идея создать водомат, мы разработали модель, установили первый водомат внутри подъезда, начали его тестировать, через некоторое время поняли, что его окупаемость растянется на долгие-долгие годы. Спустя пару лет решили попробовать разместить водоматы во дворах жилых домов, вот тогда-то сеть начала развиваться семимильными шагами: в первые полгода — 7 , через 12 месяцев — 66, к концу февраля 2018 года их будет уже 200.
— А есть ли аналоги в России?
— Идея водоматов не новая, но уникальность нашей модели состоит в том, что мы разработали и сертифицировали собственную систему водоподготовки и серьёзную систему телеметрии, которая позволяет нам в режиме онлайн контролировать массу параметров, будь то напор воды или состояние фильтра. Сколько бы мы ни анализировали рынок, подобной системы автоматизации не встречали ни у кого.
— Как устроен водомат VODOROBOT? Что у него внутри?
— Водомат мы подключаем к городской сети. Человек видит только систему разлива воды, а в техническом помещении размещается промышленная система водоподготовки. Это не бытовой фильтр, который устанавливают под раковиной на кухне или на входе в квартиру. Мы не используем накопительных баков. Фильтры в водоматах прямоточные, то есть вода в них «свежевыжатая», не застоялая, а очищенная только что.
— А в чём преимущества водоматов в сравнении с бутилированной водой из магазина?
— Главное отличие — это цена. Вы не платите за тару и логистику, потому что можете наполнять свои бутыли, литр воды в наших водоматах стоит 3 рубля. Арифметика простая: 5 л — 15 рублей, 19 л — 57 рублей. Во время открытия каждого водомата мы бесплатно разливаем воду всем жителям микрорайна. Каждый пробует и решает для себя, стоит ли переплачивать за чистую воду.
Домовые фильтры, установленные в новостройках, зачастую — это система механических фильтров, которые задерживают только грубые примеси: песок, ржавчину. А бытовые фильтры загрязняются очень быстро, ведь ни для кого не секрет, что старые городские сети — источник вторичного загрязнения воды. Менять фильтрующие элементы в них надо не реже чем один раз в полгода. Плюс разом вложить довольно большую сумму: хороший фильтр стоит 10-15 000 рублей. Мы считали экономику, и именно так сложилась столь низкая цена на нашу воду: мы продаём питьевую воду высокой степени очистки дешевле, чем вы получили бы из фильтра в своей квартире при условии его регулярного обслуживания.
— Что делать, если у покупателя возникли проблемы при использовании водомата: не течёт вода или не срабатывает брелок?
— Решать проблему в одиночку вам точно не придётся. Мы всегда на связи: телефон сервисной службы указан на каждом водомате и брелоках пользователей, достаточно только назвать номер водомата. Специалист решит проблему дистанционно или подскажет, что сделать. Техники дежурят постоянно и оперативно выезжают на место.
— Если поблизости от дома водомата нет, а потребность в нём высокая, могут ли жители сами инициировать его установку?
— Если люди заинтересованы, чтобы в их квартале появился водомат, у нас на сайте есть форма заявки на его установку. Мы оцениваем зону покрытия в микрорайоне, планируемый спрос и выходим на управление дома, расходы на монтаж водомата и все расходы по его обслуживанию берём на себя, в том числе платим аренду в фонд дома. Расходуемая вода и электричество оплачивается по прямым договорам с ресурсными компаниями. Плюс к этому мы постоянно берём пробы воды, её качество ежеквартально оценивает лаборатория МУП «Водоканал», каждый покупатель может ознакомиться с результатами экспертизы на информационном стенде водомата. Качество продукта, который мы производим, для нас на первом месте. И тысячи жителей Екатеринбурга доверяют нам.
Фото: VODOROBOT, Артём УСТЮЖАНИН